Зигфрид Ленц и Уве Йонзон
«Ястребы в небе» (1951) был первым романом Зигфрида Ленца (род. в 1926 г.). В нем дана постановка проблемы, характерная для Ленца: растерянность человека, преследуемого своей виной. И роман «Дуэль с тенью» (1953) тематически близок первому.
На одном офицере со времен второй мировой войны лежит груз вины. Теперь он разыскивает места своих преступлений, чтобы оправдаться. Но чувство вины не отпускает его, и он принимает смерть.
Ленц рассматривает вину — это встречается частично также и в романе «Городские толки» (1963), действие которого происходит во времена фашистской оккупации Венгрии, — как проблему совести человека. Опыт, который он приобрел, когда писал свой роман «Человек в потоке» (1957), исследуя взаимоотношения между людьми и их работой, не получил дальнейшего развития. Ленц постоянно возвращался к теме «вины».
Это относится и к его пьесе «Время невиновных» (премьера состоялась в 1961 г.), которая тематически близка роману «Городские толки». В некоторых рассказах из сборников «Пожарное судно» (1960) и «Нарушитель спокойствия» (1965) «вина» становилась более конкретной — это признание своего бессилия теми, кто пассивно наблюдал за совершавшимися преступлениями.
Самая известная книга Ленца — роман «Урок немецкого» (1968), в котором — как и в романе «Живой пример» (1972) — ставится вопрос о приспособлении к фашизму и об антифашистском Сопротивлении. В «Уроке немецкого» Ленц на примере судьбы главного героя Зигги Йепсена связывает фашистское прошлое и настоящее Западной Германии.
Выяснение степени вины отца, «полицейского самого северного участка Германии», — тема штрафного сочинения его сына-школьника.
Отец должен был следить за соблюдением художником Ханзеном установленного нацистами запрета заниматься живописью, что он, повинуясь долгу, делал даже тогда, когда уже никто от него этого не требовал. Ленцу удалось раскрыть механизм поведения обывателя, показать влияние этого механизма и на современную западногерманскую действительность, показать опасную преемственность обстоятельств, которые все время требуют приспособленчества. На примере поведения художника рассматриваются возможности Сопротивления, которые автор все же ограничил примером отдельной личности и ее порядочности. В «Уроке немецкого» отходит на задний план характерный для раннего творчества Ленца показ основных этических типов, освободив место для жизненно верного изображения происходящего в знакомых провинциальных условиях.
Свой морально-политический долг Ленц характеризует как «молчаливую
Обязанность» «защищать язык и быть солидарным с власть не имущими» 25.
Ленц известен и как автор коротких рассказов. Некоторые рассказы из сборников «Такой нежной была Зулейкен» (1955), содержащего мазурские истории, «Горе-охотник» (1956), «Эйнштейн пересекает Эльбу близ Гамбурга» (1974) превосходят его романы своим критическим реализмом.
Главная тема Уве Йонзона (1934-1984), который в 1959 году переехал из Германии в Германии, а позднее в США, — сложные последствия объявленных автором непостижимыми общественных отношений, которые он, не делая никаких исключений, изображает как враждебные человеческой личности. Писатель пытается отыскать третий путь между капитализмом и социализмом.
В своем первом романе «Догадки о Якобе» (1959) он выбрал перспективу нерешительного, блуждающего между фронтами классовой борьбы человека, чье чувство справедливости заставляет его сомневаться в каждом социальном опыте, человека, который из-за своих больших заблуждений терпит крах. Ни в этом, ни в другом романе — «Третья книга об Ахиме» (1961) — автору не удалось осмыслить революционные преобразования в Германии. Невозможность нарисовать правдивую картину жизни этой страны становится самостоятельной темой, когда Йонзон показывает неудачную попытку одного западногерманского спортивного репортера написать о знаменитом спортсмене из Германии.
Уве Йонзон сталкивает читателя со своими трудностями творчества и познания. Предположения, вызванные незнанием и сомнением в возможности познания, даже его идейные принципы, основанные на непостижимости мировых взаимосвязей, отражаются в художественной манере автора. Поэтому точное описание отдельных событий и процессов противоречит нечеткости изображения целого.
В цикле романов «Дни года» (4 т., 1970-1974) Йонзон связывает хронику 1967-1968 годов с эпизодами из жизни своего главного героя, на примере которых он стремится показать узловые моменты истории Германии между 1933 и 1970 годами. Хотя Йонзон охватывает здесь широкий круг явлений современной истории, выступает, например, с меткой критикой порядков в США, он не добавил ничего нового к той картине мира, которую он создал на основе своей нонконформистской позиции. Правда, его антикоммунистические взгляды — здесь прямо политически подчеркнутые — проявились более отчетливо, чем прежде.
Зигфрид Ленц и Уве Йонзон