Значение фольклора для писателя
Фольклор для писателя — это, прежде всего родник народного мнения о событиях давно минувших лет, инструмент дополнительного исследования народного понимания совершающейся революции. Не случайно эпиграфы, предваряющие эпопею в целом и отдельные ее части, взяты из старинных казачьих песен. Повествование — его стилистика, интонация, лексика — все подчинено задаче воссоздания народной речи: образной, сочной, напоенной ароматами степных просторов.
Возможность возрождения эпопеи в советскую эпоху воплотилась в действительность. Недаром прогрессивные иностранные публицисты, литераторы называли «Тихий Дон» «романом-фреской», «красной Илиадой», «пролетарской сагой».
Отражение борьбы за упрочение Советской администрации в годы интервенции и гражданской войны, за осуществление ленинского плана построения социализма в годы социалистической индустриализации в городе и коллективизации в деревне, мобилизация сил страны на отпор врагу в годы Великой Отечественной войны соответствовали таланту М. Шолохова. С эпическим размахом писатель отобразил эти важнейшие моменты в жизни советского народа.
Первый том «Поднятой целины» (1932) Шолохов создает по горячим следам коллективизации. Город послал на помощь селу 25 тысяч передовых представителей рабочего класса. Шолохов искусно соединил индустриальную тему с деревенской, сделав «путиловского слесарька», в прошлом матроса Балтийского флота, «двадцатипятитысячника» Семена Давыдова центральным героем романа.
Три жизненные коллизии отражены в «Поднятой целине». Во-первых, антагонистический конфликт между силами старого мира и социалистической новью, сложный разворот классовой борьбы на Дону (крайние полюсы ее олицетворяют белогвардеец Половцев и коммунист Давыдов). Во-вторых, глубокие противоречия в сознании крестьянина-середняка, трудно рвущего живот.
Первая книга «Поднятой целины» посвящена становлению колхоза на хуторе Гремячий Лог. Писатель показывает, что происходит не только изменение уклада жизни, но и ломка психологии людей, привыкших к единоличному хозяйствованию.
Казачество неоднородно, а потому и отношение к коллективизации разное. Бедняки радуются возможности начать строить новую жизнь.
Значение фольклора для писателя