Значение комедии «Горя от ума» для русской литературы
Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на которой вырос и развился реализм в русской Литературе крепостной эпохи.
Он был призван отразить основное противоречие эпохи — противоречие между помещичьим классом и угнетенным народом.
Элементы реализма накапливались в русской литературе еще в XVIII в. Они наиболее сильно чувствовались в сатирической обличительной линии литературы, шедшей от Кантемира через Фонвизина и Радищева к Крылову.
Всякий раз, когда эти писатели касались трагедии жизни закрепощенных народных масс, в их творчестве проявлялось тяготение к реалистическому воспроизведению действительности. Но для становления реализма, для его торжества в искусстве и литературе необходимо было более глубокое знание законов развития жизни общества и человека, чем то, которым владели даже наиболее передовые писатели России и Западной Европы к концу XVIII в., освободительные идеи которых сыграли огромную роль в развитии прогрессивной литературы. Бурные исторические события конца XVIII — начала XIX столетия, развитие буржуазно-капиталистических отношений в Европе ярко обнаружили слабые стороны просветительского мировоззрения, являвшегося преобладающим в XVIII в. На смену метафизическому мышлению людей, их убеждению во всемогуществе мнений приходит идея эволюции, явления жизни рассматриваются в их историческом развитии и социальной обусловленности.
Характеризуя идейную обстановку первых десятилетий XIX в., Г. В. Плеханов пишет: «Ход и исход французской революции, с ее сюрпризами, ставившими в тупик самых «просвещенных» мыслителей, явились до последней степени наглядным опровержением мысли о всемогуществе мнений. Тогда многие совсем разочаровались в силу «разума», а другие, не поддавшиеся разочарованию, стали тем более склоняться к принятию мысли о всемогуществе среды и к изучению хода ее развития». Великий принцип развития, признание социально-исторической обусловленности жизни общества и человека были той идейно-философской основой, на которой вырастает реализм, реалистическое искусство.
Для реалистического метода надо стать на историческую точку зрения, понять связи человека с общественной средой, воспитавшей его, уметь рассматривать людей, характеры в их развитии, в зависимости от обстоятельств жизни, в их социально-типической сущности. Первые это поняли и осуществили в своем творчестве Грибоедов и Пушкин, ставшие основоположниками реализма в русской литературе.
С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного крестьянства. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит й любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить»,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов.
Сочувствие закрепощенным народным массам — основа грибоедовского изображения жизни: народ составляет неотъемлемый фон его комедии. Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в «Горе от ума». Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа.
Вместе с тем «Горе от ума» проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.
В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, восходящей’ к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого.
В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, «запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью» . Это было следствием не только великолепного знания действительности, но и проявлением нового метода ее изображения.
Значение комедии «Горя от ума» для русской литературы