Значение образа пенсионера Крячко в пьесе «Дикий Ангел»
Одну из самых талантливых своих пьес «Дикий Ангел» А. Коломиец назвал «Повесть о семье». Пьеса полифоническая по проблематике: ее пронизывает тревога за семью как основу, как ячейку общества, как проявление неразрывного единства интересов семьи и государства. Автор отмечает, как ответственность за воспитание детей настоящими гражданами ложится на родителей, как должны развиваться отношения между родителями и детьми и тогда, когда они станут взрослыми людьми, когда нужно будет уметь считать деньги и беречь каждую копейку.
Герой пьесы Крячко — пенсионер, сосед Платона Ангела. Зависть — его самая уязвимая черта характера. Зависть и неприятие жизненной позиции «дикого Ангела, с которым он ведет бесконечную полемику, обзывает скрягой, жмотом, алчным, — таким, которому все мало, хотя и живет в достатке.
Крячко всех поучает, критикует, а сам не спешит что-то полезное и нужное сделать, живет по принципу: лишь бы день до вечера.
У Платона четверо детей, и он всех воспитал, всех научил по-человечески честно жить, а у Крячко — один сын и он стал выродком, — бездельничает, тратит деньги, пьет-гуляет. Ангел бросает в глаза Крячко суровые, безжалостные слова: «Вор твой сын… Не работает, а ест — значит вор! Не заработал, а транжирит — вор».
Отец так нигде и не пристроил своего Ивана на работу, и сын попал в тюрьму. Но во всем Крячко обвиняет школу, его «недовоспитала», комсомол, куда его затягивает, «так надо, чтобы росла организация», милицию, что «ходит — руки в карманы». Все виноваты, кроме него, отца. На самом же деле он сам виноват в том, что вырос младший Крячко моральным калекой, потому что не занимался он воспитанием сына, не умел, не хотел приучать его к работе, перепоручил свое отцовское дело школе, комсомолу, милиции.
Вот и пошел сын по кривой дорожке. Согласие и мир в семействе Ангела не дают покоя завистнику Крячко.
А. Коломиец населил пьесу порядочными, честными людьми. Такими появляются перед нами супруги Ангелы и их дети, невестки. Но и отрицательный образ пенсионера Крячко в произведении также не лишний.
Автор сознательно вводит его в пьесу, чтобы показать, что в государстве есть еще люди, которые не хотят жить по-настоящему, жить так, как положено каждому гражданину, — жить по-человечески. Немало есть еще «Крячко», которые вместо работы занимаются «критикой», неспособных не то что в государстве, но даже в собственной семье навести порядок, перекладывая все заботы на плечи других, выбрав себе роль стороннего наблюдателя. Но государство держится, — говорит автор пьесы, — на других людях.
Человек для того и живет в мире, чтобы сделать его лучше. Такого принципа придерживаются Платон Никитович Ангел и его дети. Образом же Крячко А. Коломиец показывает, насколько сложным и долгим является процесс утверждения нового мышления, сохранения крупнейших человеческих ценностей: честности, человечности, порядочности, чего так не хватает герою произведения Крячко.
Значение образа пенсионера Крячко в пьесе «Дикий Ангел»