• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Знакомство берлиоза и бездомного с “Иностранцем”

 

Знакомство берлиоза и бездомного с “Иностранцем”

Сочинения по литературе: Знакомство берлиоза и бездомного с “Иностранцем”..

“Мастер и Маргарита” – это два произведения в одном: внутри романа Булгакова находится самостоятельная история о Понтии Пилате, таким образом, мы попадаем и в Москву 30-х годов, и в древний Ершалаим. Оба произведения связывают воедино герои: Воланд со своей свитой и Мастер. С первым мы знакомимся в самом начале романа.

Итак, “однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах” появляются Воланд и его приближенные. Но до них мы встречаемся с двумя другими персонажами: с Михаилом Александровичем Берлиозом, председателем “правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой “МАССОЛИТ” и редактором “толстого художественного журнала”, а также с поэтом Иваном Николаевичем Поныревым, пишущим “под псевдонимом Бездомный”.

Герои ведут разговор об Иисусе Христе. Берлиоз пытается научно доказать Бездомному, что Бога нет и никогда не существовало, и “все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф”. Поэтому не следует изображать Христа “совершенно как живого”, что сделал в своей поэме Иван Николаевич.

Во время беседы героев на пустынной липовой аллее, где они находились, появился странный человек. И Берлиоз, и Бездомный дружно, хотя и мысленно, приняли его за иностранца. Почему? Я думаю, дело здесь не только в “дорогом сером костюме” и “заграничных, в цвет костюма, туфлях”, и даже не в сером берете, тихо заломленном на ухо, как, впрочем, и не в трости “с черным набалдашником в виде головы пуделя”. Сразу замечается неоднозначность героя: кроме одежды, атрибутов, это разные глаза, брови, коронки на зубах, кривизна рта. Не случайно автор только после описания лица делает вывод: “Словом – иностранец”. Конечно. Человек абсолютно не похож на советского гражданина, во внешнем и внутреннем облике которого все должно быть типично, однообразно, стандартно, согласно неписаному закону, который гласит: “Не высовывайся! Ты часть безликой массы!”

Странный человек, который неожиданно возник на аллее, и ведет себя удивительно. Внезапно он подходит к героям, раскланивается и просит разрешения присоединиться к ученой беседе, найдя ее предмет необычайно интересным.

“Иностранца” восхищает тот факт, что и Берлиоз и Бездомный атеисты. Литераторов это удивляет, но мы-то понимаем, что перед героями сатана, для которого безверие людей – прекрасная возможность завладеть их душами. Однако образ Воланда и его миссия в романе несколько отличаются от настоящих дьявольских. Здесь “иностранец” выступает в роли просветителя людей, пророка, несущего истину. Поэтому, вместо того, чтобы согласиться со своими собеседниками, что Иисуса Христа нет и никогда не существовало, “заграничный гость” говорит: “Как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?”

Берлиоз отвечает ему довольно уверенно, он целиком ссылается на разум, в области которого “никакого доказательства существования Бога быть не может”. Естественно, образованный атеист, Михаил Александрович и не заговаривает о душе, даже как об источнике человеческих чувств. Берлиоз отвергает и “шестое доказательство Канта, опираясь на мнения Шиллера и Штрауса. Вероятно, герой считает этих людей более авторитетными в данном вопросе, чем он сам. Правда, доводы-мнения звучат весьма неубедительно. Получается, таким образом, что уверенность Берлиоза необоснованна.

“- Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич”.

Прямолинейность Бездомного сконфузила более деликатного в выражениях Берлиоза, но в словах малокультурного поэта прозвучало мнение большинства советских граждан, ненавидящих инакомыслие, усматривающих в нем нечто враждебное. Фраза Ивана выражает страшную установку тогдашней идеологии: если человек думает не как все – он опасен, надо изолировать его от общества, а лучше – совсем уничтожить.

“Иноземец” понимает несостоятельность ответов собеседников, но не спорит с ними, просто задает следующий вопрос: “ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?” Подобно опытному педагогу, Воланд решает постепенно привести своих “учеников” к правильным выводам – и не чужим, а их собственным, что гораздо важнее. “Иностранец” выражает свои мысли логично, обоснованно, в отличие от Берлиоза и Бездомного, но все это производит на них тягостное впечатление. Оба героя подозревают в нем шпиона, что говорит об их недальновидности, об их типичных для советских обывателей взглядах. Воланд видит: литераторов не так-то просто наставить на путь истинный. И все же он пытается сказать Берлиозу и Бездомному то, ради чего появился перед ними. “Имейте в виду, что Иисус существовал,” – говорит герой, а в доказательство повествует о Пилате, об аресте и допросе Спасителя.

Таким образом, эпизод знакомства Берлиоза и Бездомного с “иностранцем” важен в композиционном отношении: ведь разговор героев переходит в рассказ Воланда, благодаря которому мы попадаем из Москвы в древний Ершалаим.

Также этот фрагмент содержит несколько важных проблем романа, которые далее будут ее раскрывать: вопросы веры, свободы, культуры.

В целом эпизод иронический. С помощью подобного взгляда на своих героев, автор борется с недостатками обывательской Москвы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Знакомство берлиоза и бездомного с “Иностранцем”

Другие сочинения по теме:

  1. Знакомство с былинами Знакомство с былинами целесообразнее всего начать с урока внеклассного чтения, на котором будет рассмотрена картина В. Васнецова “Богатыри” и прозвучат...
  2. Знакомство с особенностями построения рассказа Милорада Павлина “Дамаскин” Милорад Павлин – не только писатель, который с блеском представляет оригинальный подвид фантастической литературы, но и автор, который ломает наши...
  3. Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой...
  4. Знакомство с героями повести “Ася”. Роль пейзажа в произведении. (Главы 1-3) Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести “Ася”. Роль пейзажа в произведении. Цели урока: 1) знакомство с основными направлениями...
  5. Что дает мне знакомство с жизненным путем и творчеством великих людей Когда я знакомлюсь с жизнеописанием того или иного общественного деятеля или художника, это дает мне пример для наследования. Довольно сложно...
  6. Сатирическое изображение советских обывателей и функционеров Москвы 30-х годов ХХ ст. в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Цель: помочь ученикам осознать мастерство писателя в художественно-психологическом осмыслении современной ему действительности; развивать навыки анализа художественного произведения, его образов и...
  7. Мое знакомство с рассказом А. П. Чехова “Студент” Мне повезло. Впервые познакомился я с рассказом А. П. Чехова “Студент” на концерте замечательного чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав...
  8. Знакомство с терминами “поэзия” и “проза” Чтение рассказа по цепочке с обсуждением (Чтение, конечно же, будет сопровождаться громким смехом детей, и не надо их сдерживать: пусть...
  9. Неожиданное знакомство (рассказ с элементами описания внешности человека) Этим летом я никуда не поехал отдыхать. Мой старший брат закончил школу и готовился к вступлению в университет. Родители работали...
  10. Родная земля в палитре поэтического мира Юрия Асмолова (знакомство с творчеством) Цель: познакомить учащихся с творчеством курских поэтов, с проектной деятельностью; развивать навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение...
  11. Можно ли считать Воланда положительным героем? Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется,...
  12. Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со...
  13. Традиции русской литературы в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской...
  14. Фантастические и реальные образы в романе “Мастер и Маргарита” Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать в мире, словно не было...
  15. Проблематика и система образов произведения Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Личность и власть, разные аспекты трактования проблемы, помочь ученикам осознать широту философско-этической проблематики романа, значение системы образов для раскрытия идейного...
  16. Художественное своеобразие романа Булгакова “Мастер и Маргарита” Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые...
  17. Последние строки романа “Мастер и Маргарита” На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита”, в котором рассказал о том, что нельзя было...
  18. Эпиграф романа “Мастер и Маргарита” Несколько слов эпиграфа бывают, как правило, призваны намекнуть читателю на что-то особенно важное для автора. Это может быть и историческое...
  19. Произведение Михаила Булгаков “Мастер и Маргарита” – роман-миф Трансформация мифических мотивов; объединение реальности и фантастики Цель: помочь ученикам осмыслить идейно-художественные особенности произведения, новаторский подход писателя к решению философско-этических...
  20. Сочинение на тему – Дьявольский соблазн ума Михаил Булгаков своим романом “Мастер и Маргарита” дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же...
« Рассекреченная война Группе
“Высокий жребий” русского народа отраженный в творчестве Пушкина »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения