«Золотое слово» русской литературы
Уникальный памятник русской литературы — «Слово о полку Игореве» — был создан в 1187 г., однако и сегодня, по прошествии стольких веков, эта поэма остается необычайно интересной для ученых, людей искусства, обычных читателей. Различные поэты переводили «Слово» на современный язык, художники писали картины, а музыканты — оперы. Различные ученые пытались прояснить смысл древнего произведения, интерес к которому с течением времени не угасает, а становится более глубоким.
Язык «Слова» ярок и поэтичен. Вводя в текст лирические отступления, автор ясно раскрыл свои чувства и мысли о происходящих событиях. Это первое произведение в мировой литературе, где события и действующие лица описаны в художественной форме.
Восхищаясь красотой и поэтичностью «Слова», Пушкин утверждал, что даже в произведениях XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства КНЯЗЯ Игоря Святославовича».
«Слово» было написано вскоре после похода Игоря против половцев в 1185 г., который закончился поражением. Автор, прекрасно знающий обстоятельства похода, любит родину горячо и нежно, поэтому тяжело переживает поражение Игоря, скорбит о погибших воинах и пытается разобраться в истинных причинах неудачи.
Мы знаем, что в эпоху написания «Слова» Русская земля страдала от братоубийственных междоусобиц князей и от набегов половцев, пользующихся ослаблением воинской мощи Руси. Владимир Мономах говорил: «Если мы не прекратим междоусобиц, то погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Для того чтобы противостоять набегам и спасти Русь от разграбления и дальнейшего упадка, автор призывает князей забыть кровавые распри и раздоры и объединить усилия в защите родины:
Склоните стяги свои, Вложив в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамоламиНачали наводить погань На землю Русскую, На богатства Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилиеОт земли Половецкой!
В разобщенности князей видит автор одну из причин страшного поражения Игоря в битве с половцами:
Борьба князей против поганых прекратилась, Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же», «это великое» говоритьИ сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победамНа землю Русскую.
Наполнено любовью к родине сердце Игоря. В стремлении защитить Русскую землю от «поганых», обращается он к своей дружине:
О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, Чем плененным быть.
Однако грозным предзнаменованием, вселяющим тревогу, встречает Игоря с дружиной мудрая природа. Не хочет недальновидный князь понять необходимости объединения усилий против многочисленных полчищ половцев, умело пользующихся княжескими усобицами. Яркие и страшные образы создает автор, пытаясь показать, как природа противится единоличному походу доблестного и мужественного князя:
Солнце ему только путь заступало, Ночь стонами грозы птиц пробудила;Свист звериный встал, Встрепенулся див…
С точки зрения автора, существует еще одна причина поражения похода Игоря. Несмотря на смелость, искренность, доблесть в бою, верность брату и дружине, бесконечную любовь к родине, великий князь не мог забыть о себе, отказаться от стремления к личной славе, ведь «русичи великие» бесстрашно сражаются, «ища себе чести, а князю — славы».
Таким образом, невзирая на то, что Игорь перед походом
…скрестил ум силою своеюИ поострил сердце свое мужеством;
Князь потерпел поражение, которого русские воины еще не знали, которое принесло Русской земле «печаль обильную» и тоску, поскольку открыло врагам дорогу на Русь. Скорбью наполнились сердца русских людей. Глубоко трагичен и задушевен плач Ярославны, которая пытается спасти мужа, обращаясь не к людям, а к силам природы.
В ее голосе отчетливо слышны доверие и надежда на справедливость природы, пытавшейся с самого начала предостеречь Игоря от недальновидности.
Неспокойно сердце плененного князя, который смерть предпочел бы плену:
Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля меритОт великого Дона до малого Донца.
Великому князю удалось совершить побег и вернуться на горячо любимую родину. «Слово о полку Игореве» заканчивается прославлением князя и его дружины. Автор и вся Русская земля сочувствуют ему, поскольку исходным желанием Игоря, несмотря на поражение, была защита Руси от «поганых». Ясно и четко автор высказывает свою позицию, вкладывая свою заветную мечту в уста Святослава, который произносит «золотое слово», полное веры в будущее родины и гордости за нее.
Автор воспевает в «Слове о полку Игореве» искренний Патриотизм и стремление защитить Русскую землю, призывает князей к объединению, с помощью которого только и возможно восстановление военной и политической мощи великой родины.
«Золотое слово» русской литературы