Литература, как известно, генетически тесно связана с мифологией. Изучение мотивов мифологии в литературе, в частности, сводится к выявлению в литературных текстах определенных мифологических имен и образов. Мифологические модели и мотивы можно проследить в романах Ч. Диккенса, Э. Золя, Т. Манна и др. Однако мифологические модели не теряют своей ценности и притягательности также и для творцов современной литературы. Круг мифологических литературных мотивов весьма расширился в конце XX в. и в начале XXI в. за «счет фантастической литературы, основанной на сюжетном допущении иррационального характера».
Народное словесное художественное творчество, фольклор, не только выражает мысли и чувства массы, народа, но текст фольклорного произведения может быть использован каждым, кто им интересуется. Наибольшей устойчивостью фольклорных текстов отличаются те жанры, в которых слово наделено функцией магической или религиозной, т. е. сказки, легенды, баллады, были, обрядовые песни и т. д.
Литература всегда испытывала то большее, то меньшее воздействие народного художественного творчества. При изучении фольклорных интересов писателей одной из первоочередных задач является исследование творческого использования «различных фольклорных сюжетов, мотивов и образов в произведениях разных жанров, разных родов литературы».
Когда Джоан Кетлин Роулинг начала писать свой первый роман «поттеровской» серии «Гарри Поттер и Философский камень» в 1990 г., в английской литературе уже существовали трилогия Джона Роналда Толкиена «Властелин колец» (1954-1955), «Хроники Нарнии» (1950-1955) Клайва Стейплса Льюиса, сказки-аллегории Ричарда Адамса «Уортершипские холмы» (1972), «Шар-дик» (1975) и др.
Несколько английских издательств отказались публиковать первую книгу Дж. К. Роулинг, но в 1996 г. литературный агент сообщил писательнице, что издательство «Блумсбери» («Bloomsbury») готово напечатать ее роман «Гарри Поттер и Философский камень». Он вышел в свет в июне 1997 г. и завоевал британскую награду «Книга года».
В первой же главе первой книги «поттерианы» читатель видит профессора школы Хогвартс Минерву МакГонагалл, обернувшуюся кошкой. Но ведь это постоянный мотив фольклора и сказок, например, и в «Одиссее» Афина превращается в ласточку (2, с. 401).
Эпические поэмы создавались древними греками на основе народных песен и сказаний. Эпические поэмы слепого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея» передавались из уст в уста в течение нескольких поколений. Они были записаны в Афинах только в VI в. до н. э. Некоторые исследователи древнегреческой литературы сомневались в исторической реальности личности Гомера. Так, в 1795 г. и в 1837 г. немецкие филологи Ф. Вольф и К. Лахман называли «Илиаду» и «Одиссею» результатом безличного народного творчества, тем более, что биографические сведения о Гомере отсутствуют, а семь городов в древней Греции спорили о праве называть себя родиной этого замечательного аэда. Как Вольф, так и Лахман считали «Илиаду» и «Одиссею» соединением многих древних песен, которое было совершено различными аэдами.
Главная героиня «поттерианы», подруга Гарри и Рона Уизли, Гермиона Грэйнджер (Hermione Granger) получила имя, взятое из греческой мифологии. Согласно мифам, Гермиона была дочерью прекрасной Елены и царя Спарты Менелая.
Врагу Гарри, Рона и Гермионы, школьнику Драко Малфою (Draco Malfoy) писательница дала имя, которое не могло бы повториться ни в одной из английских школ и не могло бы стать «дразнилкой», поскольку первые тома «поттерианы» создавались в расчете на 11-12-летних детей. Это впоследствии «поттерианой» стали Увлекаться и взрослые. Дракон (drakon) в греческой мифологии — это крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем, «представление о котором перешло к грекам от других культур» (5, с. 193). Да ведь и латинский эпиграф ко всей серии романов о Гарри Поттере говорит о драконе: «Draco dormiens nunquam titillandus» («Спящего дракона никогда не следует беспокоить»). Это изречение находится на титуле каждого тома (в издании «Bloomsbury») под изображением герба школы Хогвартс.
Когда в конце первого тома «поттерианы» Гарри, Рон и Гер-миона попадают в Запретный Лес (The Forbidden Forest, в русском переводе — Сумеречный Лес), они впервые видят кентавров, существ, до пояса имеющих человеческое тело, а ниже пояса — лошадиное.
Согласно древнегреческой мифологии, полулюди-полукони являлись потомками царя многочисленного племени гигантов-лапифов Иксиона. «Когда Иксион попытался соблазнить Геру, Зевс создал облачный призрак Геры — Нефелу. От Нефелы и Иксиона родился Кентавр и произошли кентавры» (5, с. 223). В «поттериане» у Роулинг один из кентавров даже становится учителем в Хогвартсе.
Гарри рассказывает лесничему Хагриду, что он знает о страшном трехголовом псе, которой сторожит в Хогвартсе вход в подземную комнату, где хранится Философский камень. Хагрид проговаривается, что пса можно усыпить при помощи музыки, что и было сделано. Трехголовый свирепый пес в древнегреческой мифологии (иногда с пятью или со ста головами, увитыми змеями) — это Кербер, или Цербер, пес, охранявший подземное царство Аида. Орфей усмирил Цербера своим напевом (5, с. 259).
В Тайной комнате, поисками которой во втором томе озабочены Гарри, Рон и Гермиона, находится Василиск, Король Змей. Его Гарри побеждает с помощью посланных директором Дамблдо-ром птицы Феникса и волшебного серебряного меча, который Гарри достал из шляпы Годрика Гриффиндора.
Василиск, мифический чудовищный змей, по описанию Плиния Старшего, наделяется сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом (отчего в «поттериане» Феникс первым делом выклевывает ему глаза). Некоторые мифы описывают Василиска как гигантскую птицу с хвостом змеи, которая дышала огнем. В других мифах этот Король Змей признавался богоравным. Смертельным для Василиска считался крик петуха. В Средние века верили, что Василиск выходил из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой (4, с. 116).
На первом же уроке Защиты от черной магии профессор Ре-мус Люпин предложил учащимся пообщаться с призраком «боггар-том», который поселился в шкафу его классной комнаты. Всезнайка Гермиона на вопрос профессора «Что такое боггарт?» ответила, что это особый дух, который принимает форму того, кто, по его мнению, нас больше всего пугает. В кельтской мифологии боггарт (или богле) это дух, постоянно живущий в доме и способный на злые проделки. В Северной Англии существует вера в то, что если боггарту дать имя, он становится непредсказуемым, непослушным и неуправляемым. Это поверье распространено, главным образом, в Ланкашире и Йоркшире.
На протяжении почти всего третьего тома «поттерианы», т. е. романа «Гарри Поттер и узник Азкабана», идет речь о крылатых конях гиппогрифах, один из которых по имени Бакбик (Buckbeak) спасает крестного отца Гарри, узника Азкабана Сириуса Блэка, унеся его прочь от школы Хогвартс и от страшных Дементоров. Гиппогрифы имели, согласно легенде, лошадиные тела, задние ноги и хвосты, а передние ноги, крылья и головы у них были, как у гигантских орлов (hippos, греч. конь; гриф — птица из семейства ястребиных).
Легенда раннего Средневековья о рыцарях Круглого стола сообщает, что волшебник Мерлин был сыном христианки и мужского демона инкуба. В кельтской мифопоэтической традиции образ Мерлина бытовал в устных народных преданиях, а в XII в. этот образ получил популярность через сочинения Гальфрида Монмут-ского. Традиционная канва повествования о Мерлине складывается в XIII в. Неоднократные упоминания в «поттериане» о волшебниках, рожденных в семьях, где только один из родителей волшебного происхождения, восходит, по-видимому, к легенде о кудеснике Мерлине, а также к преданию о Роберте-Дьяволе, герцоге Нормандском, который якобы был сыном дьявола и герцогини.