Плачется в моем сердце, как дождь над городом. Поль Верлен. Поэзию выдающегося французского поэта Поля Верлена определяют как дневник длинных странствований его души в море жизни; Для того, чтобы понять ее, треба ознакомиться с жизненным путем художника. Печальные осенние пейзажи почти всегда аккомпанировали чувством, мировоззрению и мировосприятию Верлена. Его поэзия — это лирическая исповедь, история переживаний. В первом сборнике сонетов автор писал: «… моя душа родилась для ужасных катастроф». Это пророчество подтвердилось жизням: борьба за политическую волю, попытка доброго семейного существования, поиски Бога, трагическая дружба с А. Рембо, заключение.
Но эти личные нелады поэта тесно связаны с изменениями эпох, так как настоящий художник тонко и глубоко ощущает все жизненные нелады. Его душа стремится гармонии мира, красоты, чистоты человеческих отношений. А все, что отступает от этого, есть взлом, жестокостью. Генрих Гейне, выдающийся немецкий поэт, так сказал о Верлене: «Мир раскололся, и трещина прошла сквозь сердце». И рождаются стихи, полные отчаянию, гнева, тревоги, тоски. Эта боль души порождает образ печальных осенних песен. В стихах П. Верлена на первом месте находится не отображение событий, а внушение определенного расположения духа. Поэтому его поэзии — это не краски, а их оттенки. Стихи очень музыкальные, и их мелодия сильно влияет на читателя: «прежде — музыка в слове!». «Чтобы стих твой всегда был крылатый, чтобы душу порывал искать новую голубизну, новую любовь». Для поэтизации стиха Верлен создает новое строение строфы, непривычность рифмования. Если музычность стиха передает расположение духа поэта, то сюжеты и образа — то, чего стремилась его душа. Поль Верлен использует описания природы для отображения в ней соответствующих своих переживаний. В стихе «Уже прошла зима», посвященному невесте поэта, отображается надежда автора на земное счастье:
Это голубое небо Это моя весна, это конец печали, Этот большой праздник осуществленных надежд. Но жизнь разрушает мечте и надежды.
И уже в стихе «Романсы без слов» ощущаются печаль: «Так тихо сердце плачет, Как дождь шумит над городом». В раннем сборнике «Меланхолия» ощущаем придавленный залог, равнодушие с окружающим миром. Поэт стремится вырваться на волю, к свету, но не может. И это порождает безысходность жизненного пути:
Моя душа — будто бриг, который между волн и льдов Ежесекундно ждет конца в безжалостной круговерти.
Расположение духа осенней грусти изображенный и в стихе «Осенняя песня». Это и пейзаж осени, и пейзаж души поэта вместе с тем. Соответствие залогов души и природы в этой поэзии интуитивная, символическая:
Негромкие Истомные песни Струн осенних Сердце тебе Топят в кручине, В причитаниях…
Слово у поэта действует не столько прямым своим предметным значением, сколько смысловым ореолом. Поэзия П. Верлена открыла новые возможности в воспроизведении переживаний. Интуиция поэта помогла ему найти такие формы стиха, в которых он соединил мелодию и содержание, оттенки залога души и внешние образа. Творческие достояния художника предоставили толчок к развитию новых поисков молодых поэтов, которые превратили его в своеобразный литературный манифест. Лирика П. Верлена приближает нас к большой тайне Вселенной — поэтической души, которая страдает и плачет от боли, напоминая плач скрипки, смычком которой была судьба поэта, которая срывала с ее струн печальные осенние песни.
Творчество Шарля Бодлера принадлежит к той литературе, которая не нашла понимания и признание у современников. Читатели считали, что он человек аморальный, сумасшедшая. Лишь некоторые деятели искусства увидели в Бодлере большого поэта. Такое отношение объясняется тем, что автор всегда был в противоречии с тогдашним обществом. Это и привело к трагической развязке конфликта. Началом литературной деятельности Шарля Бодлера стали 40-и года XIX ст. Именно в настоящее время он пишет стихи, которые вошли в известный сборник «Цветы зла». Она определила литературную судьбу поэта: к Бодлера пришло признание. Название сборника вмещает в себе не только разногласия эпохи, а и противоречие в души самого автора. В краткой форме он передает восприятие современного мира как царство зла, а также собственное видение печальной реальности.
Сборник «Цветы зла» Создавалась поэтом вдоль всей жизни и вобрала все лучше всего из его поэтического наследства. Автор ощущает в себе и телесное, и духовное: вместе из «зверской» в нем живое «прекрасная душа», направленная к Богу. Бодлеровский Бог — это одинокое, недоступное существо. Исходной позицией автора становится напряженное противостояние добра и злая, Бог и Сатаны. Стих «Гимн красоте» утверждает мысль, что эти два полярных понятия в одинаковой мере могут быть источником прекрасного: Или Бог, или Сатана, или нежный Херувим, Чтобы лишь бремя жизни, во властелине вдохновения, Сделала более легким ты, а Вселенная — менее гадким! Два противоположные полюса, добро и зло, начинают превращаться одно в одно. В цикле «Сплин и идеал» рисуються разногласия между действительностью и идеалом и их противопоставление, поэтизация страдания и скорби. «Сплин» — болезненный душевный залог, рожденный действительностью. Бодлеру удалось заглянуть в бездну человеческого отчаяния и душевного мрака. Душа поэта ждет конца печального, Печальный голос — будто беспокойство сам.
В стихах цикла «Парижские картины» уже ощущаются элементы реализма, центр внимания перемещается на внешний мир, на урбанизацию. Главным для Шарля Бодлера есть не внешний вид города, а то, как оно влияет на современный человека, которых изменений испытает душа человека в быстром ритме жизни. Но город вместе с тем и привлекает, и отталкивает поэта, который воспевает его целебный и губительный характер. Автор ведет нас в сокровенные уголки столицы, не случайно изображая сумерки: все недостатки, загнанные у норы, будто выползают из тьмы. В стихе «Сумерки рассвета» Бодлер подчеркивает благотворное влияние сумерек, тончайшие порухи человеческой души под живописностью зрелища.
Это время, когда все манящее перед нами, Словно лицо в слезах, которое зреет под ветрами, Когда не время писать, не время женщин любить, Уже над крышами утренний дым стоит.
Доминирующими в поэтике Шарля Бодлера есть контраст и символика. Противоположности приходятся к крайним положениям. Так, в стихе «Падаль» сопоставляются и воспевают вечность и временность:
Так скажите же, красота, черви, что в жадности поцелуями тело пожрут, Я сохранил от любви, которая тлеет в гробу, божественную и форму, и суть.
Сборник «Цветы зла» Ш. Бодлера открыла новую страницу мировой поэзии. Бодлер впервые поставил проблему соотношения действительности и идеала в зависимость от понимания прекрасного самой творческой личностью. Задача искусства он усматривал в том, чтобы воссоздать борьбу добра и злая, которая происходит в душе человека.