Гуманистический пафос «Илиады» — осуждение войны и ее жестокости

Я держу в руках одну из известнейших книг античности — «Илиаду», автором которой есть прославленный легендарный поэт Гомер. Именно эта книга и ее автор станут предметом нашего разговора. Но начать сочинение я хочу одной историей, связанной с «Илиадой». В начале XIX столетие в Германии родился мальчик, который из раннего детства был захваченный «Илиадой». Мальчик читал и перечитывал книгу, и в его яви оживали картины Троянской войны. Он так пришел в восхищение книгой, который решил посвятить свою жизнь поискам Трои. Из него смеялись и говорили, что Троя некогда не существовала, этот мифический город. Тем не менее, мальчик верил, что когда-то он доведет всему миру, который город существовало на самом деле.

Мальчика звали Генрих Шлиман. Взрослым он все-таки осуществил свою мечту! И хотя он не был профессиональным археологом, все же раскопал Трою. Для этого ему нужно было много лет работать, настойчиво заниматься коммерцией, чтобы заработать немалые средства для снаряжения экспедиции в Турцию.

1871 года Шлиман взялся раскапывать давнюю Трою на холме Гиссарлик, что на северо-западном побережье Турции. Он не был ученым, но имел гениальную интуицию, и угадал место! Однако прежде чем копать, он должен был все проверить. В «Илиаде» сказано, что древнегреческий герой Ахилл мог оббежать Трою за определенное время. Шлиман взял часы и побежал вокруг Гиссарлика. Время сошлось! И он начал копать. Именно там, на холме Гиссарлик, был раскопанный старинный город. Говорят, что Шлиман руководил раскопками и в руках держал «Илиаду», находя в ней точные описания местности, которые и помогли ему осуществить свое большое открытие.

Старинные греки составили немало легенд о Гомера. По одной из них, отцом Гомера был бог реки Мелета, матерью — нимфа Кретеида. За другой легендой, он был слепым (Гомер означает «слепой»), ходил Грецией, выполнял свои поэмы и так зарабатывал на жизнь. Всего в античной литературе есть 9 биографий Гомера. И в них много сказочного и фантастического.

Сегодня исследователи выяснили, что Гомер был уроженцем одного из городских колоний Малой Азии, т. е. Ионии, которая его поэмы были созданы где-то в VIII ст. к н. э. К середине VI ст. к н. э. поэмы Гомера не были записаны и устно передавались от поколения до поколения.

Но во многих возникает сомнение: мог ли один автор создать и запомнить в условиях, когда совсем не было письменности, такие большие произведения? В литературоведении даже существует специальный термин» гомеровский вопрос». Этот вопрос об авторстве: действительно ли «Илиаду» и «Одиссею» создал один поэт? Действительно ли Гомер существовал как реальный человек? Действительно, в это тяжело поверить, что один человек мог составить почти 16 тысяч стихов (строк) «Илиады» и свыше 12 тысяч строк «Одиссеи», не записывая их, лишь запоминая.

Много современных ученых доказывают, что такое могло быть, если Гомер использовал те короткие устные песни, похожие на баллады или былины о подвигах героев, которые составляли аеди (певцы) еще во времена Троянской войны, а рапсоды (исполнители песен) передавали их из в поколение в поколение. Именно в этих произведениях вдоль многих столетий сохранялась память о героическом и мифическом прошлом.

В VIII столетии до н. э. силой своего гения Гомер сумел на основе многих народных сказаний о Троянской войне создать, в самом деле, завершенные художественные произведения с тщательно продуманной композицией. И эти произведения взяли начало европейской литературы.

В «Илиаде» Гомер отделил лишь один эпизод из Троянской войны и развернул его так, что в нем отобразился весь героический эпос. Это эпизод — гнев Ахилла — сильнейшего из последнего поколения греческих героев. Как нужно читать поэму? (Спокойно, приподнято). Такая неспешность сказа получила название «эпического (гомеровского) покоя». Именно так, приподнято, торжественно и фундаментально, нужно было рассказывать о таком грандиозном событии, как Троянская война. Как же Гомер достиг этого эффекта торжественности и покоя? Он изобрел специальный поэтический размер, который получил название гекзаметра. В каждой строке гомеровских поэм шесть ударяемых слогов. После второго слога третьей стопы пауза — цезура. Цезура разграничивает стих на два полустишья: первый — с нисходящей ритмической интонацией, второй — с восходящей.

Как-то один поэт на берегу моря читал гомеровскую «Илиаду» и вдруг обратил внимание на то, что ритм каждой гомеровской строки странным чином совпадает с ритмом волны, которая накатывается на берег, замирает на миг и снова поворачивается в море. Так возникшая гипотеза о том, что Гомер создавал свои бессмертные поэмы на берегу моря, и именно шум волн подсказал ему размер стиха.

Вот так, приподнято, спокойно и торжественно рассказал Гомер о 50 дне 10-го года Троянской войны в поэме «Илиада». Уже в первой строке поэмы Гомер сообщает, что его рассказ будет о гневе Ахилла. Троянская война продолжалась уже десять лет. Сотни греческих кораблей стояли возле берегов города Илиона, или Трои, что находилось в Малой Азии. Ахейцы (греки), возглавляемые победоносным Агамемноном, разбили свои лагеря возле стен города. Между троянцами и ахейцами постоянно точились военные стычки, тем не менее, сохранялось равновесие: греки, среди которых были прославлены воины Ахилл, Патрокл, Менелай, Одиссей, не могли захватить город, троянцы же со своими предводителями — Гектором и Парисом — не могли победить ахейцев. Такова была воля Зевса.

И вот хорошо вооруженный Ахилл вступает в бой, чтобы отомстить за смерть друга. Страшной была его месть. Сотни троянцев полегли от руки Ахилла. Река Ксант, или Скамандр переполнилась трупами убитых. Разгневанный речной бог залил водой поле боя. Чтобы укротить речного бога, Гера приказала Гефестове произвести поджог реки, после этого напуганный бог возвратил в свое русло. Те троянцы, которые не погибли, убежали и спрятались за воротами Трои.

На поле боя остался лишь Гектор. Долго совещались боги, кому из двух победоносных воинов предоставить преимущество. И когда Зевс бросил на золотые весы два жеребка смерти, участие героев было решено. Жеребок Гектора «вниз к Аиде склонился». Оставил тогда Гектора бог Аполлон, который всегда в бою был рядом с ним, а Афина поспешила на помощь Ахиллу.

Афина помогла Ахиллу одолеть неприятеля. Гектор умирает, а Ахилл волочит тело троянца вокруг могилы Патрокла, взыскивая тризну по своему другу.

Заканчивается «Илиада» тем, что старый царь Приам приходит к Ахиллу и слезно просит его возвратить тело сына. Ахилл, растроганный воспоминаниями о своем отце, возвращает тело сына Приаму и прекращает военные действия на девять дней для погребения Гектора.

На десятом году войны в лагере ахейцев произошло непредсказуемое событие — поссорились два греческих вождя Ахилл и Агамемнон. Ахилл так рассердился на Агамемнона, который отказался брать участие в войне. Без Ахилла греки начали терпеть поражение за поражением. Когда уже бои точились возле самых ахейских кораблей, и победа троянцев была уже почти решенной, Ахилл не выдержал и послал на помощь своим соотечественникам наилучшего друга Патрокла, мужественного и сильного воина. Он дал Патроклу свое оружие и пожитки и приказал не захватываться боем, лишь отогнать троянцев от ахейских кораблей и сразу возвратить в лагерь. Пгате Патрокл преследовал троянцев, напуганных Ахилловыми пожитками, к самой Трое. А под стенами города состоялся решающий бой между Патроклом и Гектором, предводителем троянцев, сыном царя Приама. Гектор победил Патрокла, и в этом ему помог бог Аполлон. Оружие и пожитки Ахилла достались Гектору.

Тяжело описать отчаяние Ахилла, когда он узнал о смерти друга. Иметь Ахилла богиня Фетида, успокаивая сына, пообещала ему, что новое надежное оружие ему выкует сам бог Гефест.

Мы уже наблюдали, как Гомер изображает отвратительную картину войны, которая несет смерть людям. Тем не менее, и в природе не всегда властвует гармония. Поэмы Гомера — это художественно завершенные произведения. Целую палитру художественных средств, использует Гомер, чтобы нарисовать яркие живые картины мирной жизни старинных греков и отталкивающие сцены войны: эпитеты, метафоры, сравнение, развернутые сравнения. А еще его поэмы поражают совершенством своего построения.