Бурлюк Давид Давидович Бурлюк Давид Давидович — поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец — выходец из «купцов-козаков» — с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урожденная Л. И. Михневич — сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.
Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлекся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевелся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань. Писательский дебют состоялся в херсонской газете «Юг» .
С 1902 по 1905 г. учился живописи . В Париже познакомился с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом. В 1907 г. семья в очередной раз переезжает.
На этот раз — в Чернодолинное имение гр. А. Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке «Стефанос».
С этого времени систематически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за границей. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 — 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики. «Будетяне» искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских «проклятых» поэтов .
Группа именовала себя также «Гилея» , а несколько позднее, под влиянием критики, — футуристами. Первый сборник группы — «Садок судей» , при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как ее организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В. В. Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния. По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу» с девизом «В защиту свободного искусства». Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве.
Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912 — 1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, близких футуризму. По его инициативе и при его участии выходят сборники «Садок судей» , «Дохлая луна.
Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея» , «Затычка» , «Требник троих. Сборник стихов и рисунков» , «Рыкающий Парнас» , а также журнал «Футуристы. Первый журнал русских футуристов» . В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты. Тогда же Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах.
В 1913 — 1914 гг. вместе с В. Маяковским и В. Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции . Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В. Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из училища. В 1915 г. выходит сборник «Весеннее контрагентство муз», в 1916 — сборник «Четыре птицы». В 1915 — 1917 гг.
Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке «Бубнового валета» в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта. В 1918 — 1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири.
В 1919 — 1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920 — 1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М. Н. Бурлюк, издавал журнал «Цвет и рифма». В 1956 г. приезжал в СССР.
Бурлюк активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутацию «отца российского футуризма», всячески им поддерживаемую . В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимости искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собственное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальностью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских «проклятых» поэтов; а позднее — экспрессионистских течений в поэзии и прозе.
Бурлюк Давид Давидович 1882, хутор Семиротовщина Харьковской губ. — 1967, Лонг-Айленд, США Поэт, художник, один из основоположников российского футуризма Родился 9 июля на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери. С десяти лет увлекался живописью, в 1898 — 99 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В 1902 — 05 учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств.
Участвовал в художественных выставках в России и за границей. Вернувшись в Россию, Бурлюк сошелся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1909 — 10 вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма.
Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским , который называл его своим «действительным учителем».
Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике «Пощечина общественному вкусу» провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций . Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. При участии Бурлюка выходят сборники «Садок судей» , «Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея», «Рыкающий Парнас» .
Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др. В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах». Бурлюк полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений.
В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки». Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцировано в его книгах или книгах о нем. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.
Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах: Душа — кабак, а небо — рвань, Поэзия — истрепанная девка, А красота — кощунственная дрянь; «Звезды — черви, пьяные туманом»; «Мне нравится беременный мужчина» и т. д. В. В. Маяковский вспоминал о нем: «Мой действительный учитель, Бурлюксделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».
В первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, т. к. у него не было одного глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.
В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США. Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал сам с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В. В. Маяковском. В 1918 — 19 уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине.
С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 — в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма». В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз.
Умер в США 15 января 1967.