Как «делают уроки»

Мы не обязаны буквально выполнять свой план урока. Но написать его — в какой угодно форме — мы все-таки должны. И это правильно, то есть, если хотите, честно по отношению к ученикам и вообще к своей работе.

Того, что мы явились на урок, для дела явно недостаточно.

Создание этих планов требует времени. Как-то раз мне пришлось объяснять одному начальнику, почему у всех людей рабочая неделя 36 часов, а у учителей — 18. Его это ужасно возмущало.

Расчет же тут простой: на 18 часов, проведенных в классе, приходится как минимум 18 же, потраченных на подготовку. Черный юмор давнего спора заключается в том, что у учителя рабочая неделя гораздо больше 36 часов. Даже если не учитывать ни проверку тетрадей, ни внеклассную работу, ни составление бюрократических отчетов, все равно — далеко не каждый урок можно придумать и подготовить за час. На иные уроки по полдня уходит: пока перелопатишь гору книг, пока наберешь и распечатаешь «раздаточный материал», пока сформулируешь вопросы и задания… В былые времена на Кубе учительской ставкой считалось не 18 часов, а 9. Мне кажется, это правильно и справедливо.

Ну да что говорить?..

Создание уроков — процесс творческий и сугубо индивидуальный, однако существуют и ремесленные ноу-хау, которыми пренебрегать не стоит: они вам сэкономят и время, и силы, и нервы.

Если нет вдохновения, не ждите его. Работать-то все равно придется. Начните с рутины: соберите в одну «кучу» материал, который вам потребуется на уроке: что надо спросить, что задать, о чем рассказать, что прочитать…

Довольно часто все это само подсказывает план и логику урока. Кстати, не забывайте задавать домашнее задание, а потом его спрашивать. И лучше записать, что было задано в каждом из классов, а то можно и перепутать.

Не забывайте и другую азбучную истину: чем младше Дети, тем чаще по ходу урока нужно менять род деятельности. Для 5-го класса идеальный интервал — 5-7 минут; для 7-го — 10. Да и для более старших удерживать внимание на чем-то одном дольше 15-20 минут — мучительное над собой насилие.

И чем больше ваши дети привязаны к телевизору или компьютерным играм, тем интервал внимания у них короче, к сожалению. Что ж, нам приходится подстраиваться. Какой у нас ассортимент работ?

Читаем, пишем, говорим . Значит, все планы — это вариации на тему трех основных занятий. Записывая примерный «ход урока», имеет смысл разделить листок с планом вертикальной линией.

С одной стороны писать, что делает учитель, с другой — чем в это время заняты ученики. Следите, чтобы они все время были заняты делом — больше, чем даже вы. Иначе вы их не «удержите»: пока учитель говорит да говорит, можно найти множество интересных занятий. «Морской бой», «точки», «палочки», «крестики-нолики», «виселица», «наборщик», записки, ярлычки на спине соседа — да мало ли что?.. Каюсь: в старших классах я развлекалась построением сечения куба по трем точкам. Красивая, между прочим, игра и даже полезная, но не для физики или военной подготовки.

Так вот, на все это у класса не должно быть времени. Загрузите их работой, которую в любой момент можно проконтролировать и оценить. Такое «разделение труда» и свое время поможет сэкономить. Пока дети что-то пишут, вы успеете и отметки в дневники проставить, и домашнее задание на доске написать, и технику наладить, чтобы не биться с ней под нетерпеливыми детскими взглядами.

Кстати, о технике. Она, конечно, «в моде», но прежде чем запустить «кинофрагмент» на весь урок, просчитайте плюсы и минусы такого хода. Главный плюс в том, что через зрительные образы информация усваивается гораздо легче, чем иными путями. Слух зрению, увы, не конкурент.

А минус в том, что мы работаем со словом, и зрительный ряд заменить его не может — только дополнить. Время-то мы потратим, а чего добьемся? Техника на каждом уроке — воля ваша — нам «не по часам». Интерес к уроку — то, чего мы обязательно должны добиться.

Работа «через не хочу» на литературе крайне нежелательна. Значит, все задания нужно сделать интересными. А главное — можно, если постараться.

К примеру, составить план сказки про Ивана-царевича и Серого Волка — скучное дело. А вот нарисовать карту Тридевятого царства и соседних государств — интересное. Для нашей работы разницы между планом и этой картой никакой, а для детей — громадная.

Еще пример. Подготовить рассказ о городе N, куда едет Ревизор, кому-то будет лень. А написать донесение в Петербург от лица оного ревизора, который давно уж тут как тут, — совсем другое дело. Всякую мелочь отыщут и печать в конце поставят, особенно если объявить награду самому ретивому ревизору. Что мы получим?

Знание текста, разумеется.

Если у вас есть в запасе такие ходы — присылайте. Они нам всем очень нужны.

Оксана Смирнова, Учитель русского языка и литературы Московской «Традиционной гимназии»