Творчество и образ жизни Л. Н. Толстого отражали его душевные метания, сомнения, религиозные догмы и личные правила. В произведениях, порой мучительно-длинных, почти нет места юмору, легкости бытия и изящно-небрежным диалогам, как во французских классических романах. Каждая фраза — тщательнейшим образом выверена, неоднократно переписана и неспешно обдумана. Ни одной лишней или случайной детали нет.
Описания природы, солнца, дерев — все работает на единый, исполинский и величественный, замысел автора.
О многом писал Л. Н. Толстой: и о военных действиях, и о счастье естественной жизни, но каждая строка его творений незримо проникнута двумя главными темами, в которых он всю свою долгую и неоднозначную жизнь пытался разобраться: «долг» и «любовь». Часто они представали «соперниками» и даже «врагами». Иногда шли «рука об руку» к великому, светлому и чистому, будущему.
Следует подчеркнуть, что в понимании Л. Н. Толстого существует «две любви»: «праведная» и «возвышенная» противопоставляется «грязной», «греховно-порочной», «телесной». Это деление не категорично. Грань между чувствами с положительной и отрицательной коннотацией не похожа на Великую Китайскую Стену.
Есть лазейки, переходы, мостики и тайные двери. На «унавоженных» грядках любви плотской могут взрасти и расцвести достойные чувства. Но в большей части произведений Толстой как автор занимает позицию «моралиста». «Неправильная» любовь никогда в его романах не имеет счастливого финала.
Она влечет наказание персонажу, вышедшему за рамки. Общественных приличий и моральных принципов, которых придерживался сам автор и коих он, по мере возможностей, заставлял придерживаться окружающих.
Внимательные читатели, не спеша смакующие прозу Л. Н. Толстого, непременно заметят, что описания эмоций в его романах очень похожи, местами даже тождественны. Константин Левин в «Анне Карениной» и Пьер Безухов в «Войне и мире» переживают абсолютно одинаковые чувства: восторг, восхищение, любование каждым движением, возвышенное счастье, ощущение божественности и безгрешности юного существа. Это в начале истории. После, пройдя психологические испытания, затрагивающие также гордость, ревность и причиняющие обиду, они принимают «телесность» и «земное начало» женщин.
И все же остаются любящими, снисходительными к недостаткам и капризам невест и, главное, верными им. Имея дело с «чистой» любовью, об интрижках-изменах-флирте не может быть не только речи, но и мысли!
Любовь же «телесная», «незаконная» волновала писателя на протяжении всего многолетнего творчества. Точку для себя в этой теме он так и не поставил. Что делать, если не любишь мужа?
Можно ли разбить семью, пойти против устоев светского общества, отдаться чувствам без оглядки на приличия? Анна посмела. И была Толстым жестоко наказана.
Кроме нее, главной «грешницы», несчастной и, по сути, невиновной , почти все молодые девушки в «Войне и мире» и в «Анне Карениной» оступались. Не сразу смогли рассмотреть настоящую любовь за мишурой военной формы, аксельбантов и бальных свеч. За недальновидность автор оставлял девочек «без сладкого».
В итоге они все же доставались тем мужчинам, которым были предназначены.
Несмотря на сочувствие слабостям своих героев, Л. Н. Толстой все же предпочитает любви долг. Семью надо бережно хранить. Воспитывать детей в приличиях. И непременно быть верным супругу.
Ведь именно возможность иметь семью, жить вместе всю жизнь отличает людей от высокоразвитых животных.