• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Другое мнение

 

Другое мнение

Быть честным — стремление человека, а не государственной системы. Какой способ общественного устройства ни возьми — везде увидишь красочные картинки, закрывающие дырки на обоях государства. Некоторые такие картинки передаются от эпохи к эпохе, будто и впрямь драгоценное наследие предков.

Уж и обои переклеили, и дырки совсем в других местах, а картины никогда не существовавших идиллий все маячат у нас перед глазами, отводя их, наши глаза то есть, от реального положения дел.

Одним из масштабных полотен советского времени была Наша Советская Школа: светлые классы, веселый гомон голосов, пытливые глазенки и ты, с седыми прядками, над нашими тетрадками… Обсуждая сегодня реформу образования, многие забывают, что сей светлый образ — не более чем обманка, нарисованная на куске старого холста, и бросаются защищать лучшие традиции нашей школы, запамятовав, что некоторые из них существуют только в кино, в книгах… на стенах картинных галерей…

В конце октября в Петербурге проходил Первый съезд словесников. Среди разумных идей и интересных дискуссий звучали на нем и речи, пафос которых показался мне обращенным к миражам. Не стоило бы и спорить с отдельными речами, если бы мнения, в них высказанные, не разделялись большинством участников съезда.

Особая миссия литературы

У уроков литературы особая роль. Литература — единственный предмет, на котором детям прививают чувство прекрасного, приучают их к чтению и воспитывают. Воспитание человека и гражданина — едва ли не первый пункт целей литературного образования, заявленных в новом стандарте, разработанном Министерством образования.

Убежденные в особом значении своего предмета, делегаты съезда даже проголосовали за то, чтобы сделать курс литературы обязательным для всех специальностей всех педвузов.

Школа — это не программы, не учебники, не количество учеников в классе, не возможности зарубежных поездок, не меню школьной столовой. Школа — это учителя. И пока мы не перейдем к какой-нибудь немыслимой сегодня альтернативной форме обучения , успешность обучения каждого конкретного ученика будет во многом определяться личностью учителя.

Повезло ученику с учителем — он предмет любит, учит, усваивает. Не повезло — ничего путного не выйдет. Предмет ученик может и любить, но урок будет всячески игнорировать.

Диапазон воспоминаний о школьных учителях литературы — от «Я поступил на филфак, потому что у нас в старших классах была такая учительница литературы…» до «Мне в школе привили стойкое отвращение к чтению» — у всех на слуху. Так не пора ли очистить нормативные документы для учителей от лозунгов и деклараций, сосредоточившись на том, что может реально дать ученику учитель любой, средний, звезд с неба не хватающий? Воспитывать, так же как и прививать интерес к чтению, должны не учителя, а родители. Сможет учитель приохотить какого-нибудь безнадежного оболтуса к чтению — честь ему и хвала, но нельзя от него этого требовать.

Я думаю, что если бы у нас были в ходу Государственные стандарты для родителей, то эти два пункта — воспитание и приучение к чтению — давно перекочевали бы из учительского стандарта в родительский. Но так как стандарты для родителей у нас еще не ввели, а очень хочется обязать кого-то отвечать за вышеуказанные пункты, учителям и приходится отдуваться.

На съезде был спор, должен ли стандарт по преподаванию литературы открываться декларациями о воспитании. И большинство делегатов ответили твердо: да, должен, а как же? Мне же кажется более реалистичной позиция московской учительницы Р. А. Храмцовой, имевшей мужество сказать: «Мы воспитываем не больше, чем физики или физкультурники.

Воспитывает литература, но только если мы можем ей соответствовать».

Дети стали меньше читать

Об этом не раз с надрывом говорили на съезде. Продолжения у этой фразы были всякий раз разные. Например, и такое, прозвучавшее в речи ректора СПбГУ Л. Вербицкой: Дети меньше читают, потому что их оболванивает современное телевидение.

Поэтому нельзя, чтобы не было нескольких государственных каналов телевидения…

Ощущения насчет того, сколько читают дети, у каждого свои, но не нужно забывать, что это только ощущения, а не достоверная статистика. Мне кажется, что люди, оплакивающие теперешнее детское чтение, представляют себе советских школьников скорее по картинкам из букваря, чем по собственным воспоминаниям: с книжкой, со скворечником, с подшефной старушкой… На мой взгляд, ситуация сейчас точно такая же, как и двадцать, и тридцать лет назад: в хороших школах дети читают поголовно, а в обычных — только лучшие ученики.

Наше образование — лучшее в мире

Нужно отдавать себе отчет, что именно мы имеем в виду, когда говорим о превосходстве нашего образования над западным или, наоборот, о необходимости равняться на западное образование. Материалы, постоянно публикующиеся в рубрике «Образование» интернет-издания «Русский журнал» , указывают нам на вещь, в общем-то, очевидную: «западное образование» — это русский миф; система образования в Италии отличается от системы образования во Франции, система образования в Германии совсем не такая, как в Англии, и все эти системы образования отличаются от американской…



Другое мнение

Другие сочинения по теме:

  1. Умение читать «другое» Этот материал, посвященный защите школьного предмета литература, пришел в рубрику «Трибуна» тоже из Швеции. Его автор — известный славист, переводчик,...
  2. Стоит ли учить выражать свое мнение и как лучше это делать? Подростки по мере взросления все более дорожат возможностью «сметь свое сужде­ние иметь», ну а право юного гражданина иметь и выражать...
  3. Мое мнение о понятии «луч света» Катерина, жена молодого купца Тихона Кабанова, живет с мужем в доме своей свекрови, которая постоянно ворчит на всех домашних. Дети...
  4. Личное мнение Весна… Дочь с женой отправились отдохнуть на школьные каникулы, оставив мне недавно заведенного рыжего пуделя Вика и попугая Дусю. Вик...
  5. Мое мнение о Paranoya Doll Paranoya Dolls — это одна из колекций кукол DramOfTheDoll. Эти куклы сделаны из фарфороподобного пластика, с виду напоминающего настоящую кожу...
  6. Мое мнение о рассказах С. Васильченко «Свекор» и «Басурман» Степан Васильченко — это литературный псевдоним Степана Васильевича Панасенко (1879-1932 гг.)- С. Васильченко — человек высокой моральной красоты, на судьбу...
  7. Мое мнение о стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Попытаться опровергнуть мнение, согласно которому стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» — это стихотворение не о любви и...
  8. Краткое содержание «Другое краткое содержание Недоросль» Куприн Комедия в пяти действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Простаков. Гж. Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мамка Митрофана. Правдин. Стародум....
  9. Образование в нашей жизни Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей...
  10. Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и представляет совокупность различных по назначению...
  11. Сочинение Роль образования в жизни человека Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Наверное, эти вопросы...
  12. Осторожно фальсификат! Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины предостерегает учеников 9 и 11 классов, которым в мае 2012 года предстоит...
  13. Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение — это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для...
  14. Минобразования Крыма проводит конкурс публикаций и репортажей В Крыму стартовал конкурс публикаций и репортажей на тему: «Школьное образование полуострова — 2012». Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования...
  15. РЕЦЕНЗИЯ на программу курса выразительного чтения «Звонкие голоса» РЕЦЕНЗИЯ На программу курса выразительного чтения «Звонкие голоса» Составитель: преподаватель МОУ «СОШ № 14» Сурина Т. Б. Предоставленная программа спецкурса...
  16. Что вы знаете об эпохе Петра I и его роли в нашей истории? Я знаю об эпохе Петра I и его роли в нашей истории то, что развитие торговли и промышленности, создание регулярной...
  17. Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» В романе великого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа...
  18. Изучение фольклора в среднем звене Концепция курса «Фольклор» — одна из самых необычных тем в курсе истории литературы. И жаль, что ее изучение сводится подчас...
  19. Итоговый документ Форума словесников России 7-8 ноября cостоялся Форум словесников России, организованный Издательским Домом «Первое сентября», Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга и газетой «Литература». В работе Форума...
  20. Характеристика литературы как школьного предмета Художественная литература обогащает эмоциональный мир учеников. О силе эмоционального преподавания литературы писал Максим Рыльский в очерке о своем учителе Дмитрии...
« Идея с урока по «Евгению Онегину»
Художественные решения Н. Островского »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения