Внешность, привычки и костюм
В традиционно и просто построенном романе Гончарова «Обломов», впервые опубликованном в 1859 г., возраст, внешность, привычки и костюм главного героя — это первое, о чем сообщает нам автор уже на первых страницах своего повествования.
Илье Ильичу Обломову в начале романа года тридцать два или тридцать три. Рост средний. Наружность приятная. Глаза темно-серые. Руки маленькие и пухлые.
Плечи мягкие. Тело не по годам обрюзгшее. Чересчур белый, «матовый» цвет рук, шеи и плеч свидетельствует о том, что тело нашего героя для мужчины уж как-то слишком изнежено. Это закономерно, если принять во внимание образ жизни Обломова, сводящийся к постоянному лежанию в постели, а лежание — его нормальное состояние.
Настоящий восточный халат — вот естественный, привычный и неизменный костюм Обломова. К халату полагались и особые туфли — не просто мягкие, но такие длинные и широкие, чтобы ноги, опущенные с постели на пол, сразу попадали в них.
Характер и его истоки
Почему же Обломов впал в это состояние вечного ступора, постоянного лежания? Читатель узнает, что Илья Ильич не нашел себя в службе мелкого чиновника, с точки зрения Ильи, пустой. Когда же, в самом начале второй части романа, на сцене появится друг и полный антипод Обломова — Штольц, и этот друг заведет разговор о том, как стыдно Илье Ильичу не выезжать «в свет», читатель опять-таки согласится с Обломовым, что разговоры «в свете» так же мелочны и бессмысленны, как и «государственная» служба.
Перед нами — доведенный до логического конца типичный образ из так называемой галереи лишних людей. Недаром эта галерея начиналась с комедии Грибоедова с характерным названием «Горе от ума», ведь лишним человеком в том обществе, где все совершается по давно установившейся инерции, всегда оказывается умный человек. Лучший ответ на вызов «качения по инерции» дает именно Обломов — самый инертный персонаж русской литературы: он просто лег и вообще никуда не катится.
Но катится в пропасть жизнь Обломова, и он отлично это сознает. Имение разорено вором-старостой, плут-хозяин гонит с квартиры — все равно рано или поздно придется встать с постели.
Более того, Илья прекрасно сознает и то, что он искусственно остановился в своем развитии, что у него есть призвание — душевное золото, которое лежит в недрах этой телесной горы и все никак не становится ходячей монетой.
«Отчего я такой?» — спрашивает сам себя все еще не вставший с постели Обломов. В ответ ему снится сон. По своему содержанию глава «Сон Обломова» — не столько сон, сколько воспоминания Ильи Ильича о счастливом детстве всеми любимого и всех любящего помещичьего отпрыска в родной Обломовке.
Ответ на вопрос Обломова предельно прост: во всем виновата крепостническая Обломовка — собирательный образ крепостнической России. Обломов — типичный представитель паразитического класса помещиков-крепостников, без каких-либо «намеков на Европу» — и это в эпоху, когда России предстоял очередной «европейский выбор».
Обломов и другие герои
«Представителем» этого европейского выбора в романе является антипод Обломова, полунемец-полурусский Штольц. Искренне любя Илью, Штольц задумал план его спасения, действуя на нежное сердце друга через красивую, умную, чуткую девушку Ольгу Ильинскую. Однако девушка сама влюбляется в Илью, которого на первых порах ей удается вывести из его домашнего «укрытия» на Божий свет.
И у Ильи серьезные намерения в отношении Ольги. Вот только на простые житейские действия Обломов органически неспособен. Неизбежный разрыв тяжело переживается обоими героями.
Ольга вскоре находит утешение в браке со Штольцем, а Обломов — в браке с простой мещанкой Агафьей Пшеницыной, давшей ему наконец то, что он искал — покой, беспечность и даже обветшалый, по приказу Ольги заброшенный халат, на который Агафья наложила полагающиеся ему заплаты. Однако образ жизни Обломова не проходит даром для его здоровья, и после третьего инсульта он умирает. Сына Обломова, рожденного ему Агафьей и названного в честь Штольца Андреем, берут к себе на воспитание Андрей и Ольга Штольцы.
Понятие «обломовщина»
Поступив весьма предусмотрительно, Гончаров не стал дожидаться от критиков ярлыка «обломовщина», который заслужил бы главный герой как «типичный представитель». Автор поручил навесить на главного героя этот ярлык его антиподу Штольцу. Но Штольц — не истина в последней инстанции, а холодный делец, к тому же полунемец и капиталист.