• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

 

Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

12 глава повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» практически завершает произведение. В ней описывается момент прихода Веры Николаевны Шеиной в дом Желткова, чтобы проститься с ним. О самоубийстве этого человека героине сообщает муж, который говорит также, что Желтков по-настоящему любил Веру Николаевну. Князь Шеин же и благословляет свою жену на прощание с умершим.

Итак, выйдя за две улицы до дома Желткова , Вера Николаевна направляется к дому, где жил ее поклонник. Ее встречает хозяйка — старая полька: «сероглазая старая женщина, очень полная, в серебряных очках…» Именно от нее героиня узнает о последних минутах жизни Желткова. Официальной версией его гибели была казенная растрата, которую герой якобы совершил на службе. По словам квартирной хозяйки, она готова была внести за своего постояльца если не всю сумму денег, то какую-то определенную ее часть.

Свою готовность помочь женщина объясняла тем, что Желтков был ей «как родной сын». Эти слова, на мой взгляд, очень важны для характеристики героя — Желтков был по-настоящему хорошим, добрым человеком, с чистой и светлой душой. Хозяйка рассказала Вере Николаевне о тех событиях, что предшествовали смерти героя. Интересно то, как она охарактеризовала выстрел, убивший его: «…потом мы слышим, будто бы из детского пистолета выстрелили».

Мне кажется, такое сравнение вовсе неслучайно. Как при жизни Желтков был тихим, по-детски наивным и кротким, так и смерть его не доставила никому хлопот: «Мы никакого внимания не обратили». По ходу рассказа квартирной хозяйки состояние Веры Николаевны меняется — ее внутреннее напряжение все нарастает и нарастает.

Об этом свидетельствует тон, с которым княгиня задает свои вопросы: «приказала Вера Николаевна», «сказала Вера Николаевна и вдруг заплакала» и т. д. Княгиня узнала, что незадолго перед смертью Желтков попросил хозяйку повесить гранатовый браслет, от которого отказалась Вера Николаевна, на икону божьей матери. Думаю, таким образом он пытался как-то защитить свою любимую, вымолить ей счастливую жизнь. В итоге беседы Вера Николаевна захотела еще раз увидеть Желткова, попрощаться с ним. Примечательно само описание мертвого героя: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Желтков ушел из жизни в спокойном состоянии духа, сознательно приняв это решение и нисколько не страдая от него.

Почему он должен был страдать? Ведь он познал истинное счастье — оно заключалось в любви к Вере Николаевне. И умер Желтков тоже из-за этой любви. А если умираешь из-за счастья, разве можно быть несчастным? В описании трупа Желткова примечательна еще одна деталь — умиротворенное выражение лица героя показалось Вере Николаевне схожим с выражениями лиц других великих страдальцев — Наполеона и Пушкина.

Таким образом, Куприн подчеркивает, что то чувство, которое герой испытывал в своей жизни, приравнивает его к великим личностям. Масштаб его души нисколько не меньше масштаба душ этих великих страдальцев. В этой мысли, нам мой взгляд, выражается гуманизм Куприна-писателя. Оставшись наедине с Желтковым, Вера Николаевна, знак своих чувств, положила ему под шею красную розу.

Какие это были чувства? Писатель подчеркивает, что именно в этот момент Вера Николаевна поняла, что лишилась той любви, о которой мечтают все женщины в мире. В знак глубокой признательности за то, что такое чувство кто-то к ней испытывал, героиня поцеловала Желткова «в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». Перед уходом хозяйка показала Вере Николаевне записку, которую герой оставил ей, предвидя, что княгиня Шеина придет с ним попрощаться. «Скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…» — это были последние слова Желткова.

Он, как напутствие, как вдохновение, как память о себе, оставил княгине «L. van Beethoven. Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato».

Эти строки становятся завершающим строками 12 главы повести. Таким образом, данная часть очень важна в структуре всего произведения. Именно здесь княгиня Шеина понимает силу и значение любви Желткова к ней, сущность его чувства. Именно здесь перед нами во всей своей масштабности проявляется личность героя, по своей внутренней сути приравненная автором к личностям великих людей. Кроме того, в 12 главе дополняется характеристика самой Веры Николаевны.

Она предстает перед нами как женщина, способная оценить большое чувство, но не способная его испытать из-за свойств своей натуры, воспитания, социальных предрассудков.



Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» объединены этой прекрасной темой....
  2. Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»;). Гранатовый браслет Куприн А. И Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Удивительной судьбы человек был Александр Иванович...
  3. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» «Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», — пишет...
  4. Планы и ответы к рассказу В. Куприна «Гранатовый браслет» Что вам известно о реальной истории, положенной в основу сюжета повести? В одном из писем В. Куприн писал, что за...
  5. Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Александр Иванович Куприн — один из самых талантливых русских писателей. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать...
  6. Рассказ о любви А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю....
  7. Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»;) Гранатовый браслет Куприн А. И Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Не могу не высказать Вам, Вера Николаевна, свое негодование. Возможно,...
  8. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присуща огромная жажда жизни,...
  9. А. И. КУПРИН «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» «Гранатовый браслет» — одно из наилучших рассказов выдающегося русского писателя А. И. Куприна, в котором автор осуждает буржуазную мораль, бездуховность,...
  10. «Гранатовый браслет» — одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна Чем было чувство Желткова — истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным?...
  11. Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие? Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы Тема любви — самого глубокого и возвышенного...
  12. О любви в литературе (на примере рассказа «Гранатовый браслет») Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней...
  13. Герои и проблематика произведения А. И. Куприна У А. И. Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко,...
  14. Краткое содержание «Гранатового браслета» Куприна В августе отдых на пригородном морском курорте был испорчен плохой погодой. Опустевшие дачи грустно мокли под дождем. Но в сентябре...
  15. Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй,...
  16. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении. (Главы 1-3) Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении. Цели урока: 1) знакомство с основными направлениями...
  17. Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало...
  18. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы I-VI) Цель: Познакомиться с содержанием произведения; выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, умение выделять...
  19. Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба» В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении. В первой главе указывается, что...
  20. Анализ второй главы романа «Евгений Онегин» Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь...
« Сорокин Владимир Георгиевич
Скучная история — Антон Павлович Чехов »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения