«Тарас Бульба» — героико-романтическая повесть

В повести «Тарас Бульба» Гоголь обратился к эпохе героической борьбы украинского народа за национальное освобождение, к событиям XVI-XVII вв. Но «Тарас Бульба» — не историческое произведение. Гоголя не интересует бытовая и социальная достоверность.

Главная цель его — прославление патриотизма, стремления к национальной независимости, воспевание ратных подвигов во имя свободы.

Запорожская Сечь предстает как товарищество равных, объединенных единой целью — защита своей независимости. Здесь проявляется буйство, необузданность натур, широта и размах вольнолюбивых характеров. Гоголь идеализирует порядки Запорожской Сечи, в соответствии с романтическим принципом изображения подчеркивает все, что возвышает запорожцев. Он показывает их людьми естественными, живущими в ладу с природой, на воле.

Некоторая грубость нравов, «свирепство» запорожцев писатель объясняет жестоким временем, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества».

Главный герой повести Тарас Бульба — личность исключительная. В нем воплощаются многие качества казачества — храбрость, жажда воли, народная мудрость, ненависть к врагам. Гоголь создает романтический образ народного героя, ставящего превыше всего долг перед Родиной и казачью честь. Предательство Родины для него — самое страшное преступление, которому нет оправдания. Как истинно романтический герой Тарас Бульба патриотическое чувство ставит выше отцовского.

Андрий, изменивший своему отечеству ради красивой полячки, поставивший любовь выше долга, лишается не только казацкой чести, но и жизни.

Патриотизм и свободолюбие казаков ярко проявляются в эпизодах сражений с поляками. В эмоциональных, возвышенно-патетических речах Тараса Бульбы звучит призыв к защите Родины и православной веры, священных обычаев казачества и их духовного братства.

Повесть «Тарас Бульба» окрашена трагизмом — в борьбе погибают все основные герои. Но Гоголь воспевает мужество тех, кто отдает жизнь за родину и независимость.

Белинский назвал повесть «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою… Это огромная картина… достойная Гомера».