«Преступление и наказание» — Роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных — убийца известен с самого начала — но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний. Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе Раскольникова, но при этом они не утрачивают самостоятельности:»…Раскольников — единственный герой книги. Все остальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников.
Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности» . Помимо истории самого Раскольникова, в романе еще две сюжетных линии тесно переплетенных с самим Раскольниковым и его теорией: история семьи Мармеладовых и судьба Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанная с ними история Свидригайлова и Лужина. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление.
Вторая — наказание» , причем из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой «наказание» — анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но вся поэтика романа подчиняется основной цели — духовному воскресению, преображению героя.
Трагические метания Раскольникова вовлекают всех действующих лиц: «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета , а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» . Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы иллюстрацией к ее теории, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи».
Отказ Раскольникова от своей теории и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».