Прощание Гектора и Андромахи. Поединок Аякса и Гектора. Перемирие

Прощание Гектора и Андромахи. Быстро принес Гектор богатые дары богине и уже спешил назад на поле сражения, но повстречалась ему у самых ворот его любимая жена Андромаха и сказала: «О, мой Гектор! Храбрость тебя погубит! Останусь я вдовой, а без тебя мне лучше не жить на свете! Ты для меня все — и отец, и брат, и муж. Сжалься надо мной и нашим маленьким сыном, не выводи больше воинов в поле, останься в городе!»

Отвечал ей Гектор: «И сам я знаю, что настанет день, погибнет Троя, мой царь-отец, весь народ. Но еще больше печалит меня твоя судьба, любимая Андромаха! Уведет тебя в плен какой-нибудь грек, и будут на чужбине показывать на тебя пальцами и говорить: «Вот жена Гектора, который был славнейшим из троянских героев!» Тяжело будет слышать такие слова. Пусть лучше убьют меня раньше, чем подобное случится! Никто не спустится в царство мрачного Аида против веления судьбы, ни храбрый, ни трус не избегнет своей участи. Великий стыд был бы для меня остаться в Трое и не участвовать в битве! Иди же, займись домашними делами, мы же, мужчины, будем заботиться о военных!» Надел Гектор шлем и вышел за городские ворота.

Единоборство Гектора и Аякса. Вернулся Гектор к троянцам, воспрянули они духом, вновь увидев на поле своего предводителя, и с новой силой бросились на греков. Так силен был их натиск, что стали ахейцы медленно отступать к кораблям. Увидела это Афина, помчалась на помощь грекам. Но по пути встретила Аполлона, и договорились они прекратить на один день сражение, дать передохнуть героям. Внушили они Гектору мысль вызвать на единоборство славнейшего из героев-греков. Тотчас остановил Гектор битву, так же поступил Агамемнон. Сели на землю утомленные бойцы, вышел вперед Гектор, бросил вызов. Долго совещались греки, кому его принять, многие горели желанием помериться силами со славным героем; решили бросить жребий, чтобы воля богов определила, кому вступить в бой. Пал жребий на могучего Аякса.

Вышел Аякс на место поединка, огромный, могучий, грозный, был он подобен самому Аресу! Нес он перед собой окованный медью щит, большой, как башня, и потрясал тяжелым копьем. Даже Гектор, не ведавший до этого страха, заробел! Но не отказался он от поединка, первым метнул в противника свое копье: оно воткнулось в щит Аякса, но не пробило его. Метнул копье Аякс: насквозь пробило оно щит Гектора, но отпрыгнул в сторону троянский герой и тем спасся от верной гибели. Вырвали герои копья и вновь сшиблись; прогнулось от мощных ударов копье Гектора, схватил он тогда громадный камень и метнул в Аякса: загремела медь, покрывавшая его, но лишь рассмеялся грек и бросил в Гектора еще больший камень. Упал Гектор на землю, но сразу же помог ему подняться Аполлон. Схватились герои за мечи и, наверное, в куски изрубили бы друг друга, но тут вышли на поле глашатаи и провозгласили: «Великие вы воины, и обоих вас одинаково любит Зевс! Кончайте ваш бой, — наступает ночь и вам нужен отдых!»

Перемирие. Опустили оружие герои, и сказал Гектор: «Воистину, Аякс, великий ты воин! Мы, может быть, еще встретимся с тобой в бою, но сегодня в память о нашем поединке почтим друг друга дарами. Пусть говорят люди: «Бились, пылая враждой, разошлись, как друзья». Сказав так, протянул Гектор Аяксу свой грозный меч, украшенный серебром, а Аякс ему — драгоценный пурпурный пояс.

Заключили греки и троянцы на день перемирие друг с другом, чтобы похоронить погибших, и разошлись. Весь следующий день подбирали они на поле павших и совершали над ними погребальные обряды, зная, что назавтра будет их еще больше.