Краткое содержание «Судьба человека Пересказ 2» Шолохов

В первую послевоенную весну автор едет в станицу Бу — кановскую. Он сидит у переправы на поваленном плетне, собирается закурить, но обнаруживает, но папиросы совсем промокли. Он замечает, как из-за крайних дворов хутора выходит мужчина, который ведет за руку мальчика лет пяти-шести.

В глаза бросается то, что мальчик одет аккуратно, добротно, с чисто женской заботой, а отец — достаточно небрежно — «латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… или вдовец, или живет не в ладах с женой». Мужчина принимает автора за отдыхающего шофера, и тот не разубеждает его. Автор и мужчина закуривают самосад, предложенный последним. Он отсылает ребенка в. сторону поиграть и рассказывает случайному собеседнику историю своей жизни. Мужчину зовут Андрей Соколов.

Он родился в Воронежской губернии, в гражданскую войну был в Красной армии, в двадцать втором году ушел на Кубань «ишачить на кулаков». В это время его родители и сестра умерли с голоду. Вернувшись в Воронеж, Андрей женится на Ирине, чудесной девушке, воспитаннице детского дома — «смирная, веселая, угодливая и умница… с детства узнала, почем фунт лиха стоит… ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить».

Супруги живут в полном взаимопонимании, Ирина не устраивает сцен даже когда муж приходит домой пьяным. Наутро ему самому становится стыдно, и он старается «оправдать ее доверие». У Соколовых родится сын Анатолий и две дочки, Настя и Оля. Андрей с головой уходит в работу, забывает приятелей, живет интересами семьи. Дети отлично учатся, Анатолий проявляет недюжинные способности к математике.

Перед самой войной Соколовы строят собственный домик вблизи авиационного завода. На. третий день войны Андрея мобилизуют в армию. Семья провожает его на вокзале.

Ирина в ужасном состоянии, она цепляется за мужа, твердит, что больше на этом свете они не увидятся. Андрею неловко за «похоронное» настроение жены, он просит ее взять себя в руки, но та только сильнее хватается за него. Андрей отталкивает Ирину от себя. Пошатнувшись, женщина все же снова падает на грудь мужа, губы ее холодны как лед. Андрей вскакивает в поезд.

На фронте его дважды легко ранит, а затем Андрей» отправленный с машиной с боеприпасами на передовую, попадает в плен. Пленных загоняют в церковь. Андрею, у которого сильно вывихнута рука, помогает врач, тоже захваченный в плен фашистами. Врач вправляет вывих в полной темноте, наощупь. «Вот что значит настоящий доктор!

Он и в плену и в потемках свое великое дело делал». Андрей слышит разговор между двумя пленными. Один из них, Крыжнев, заявляет, что утром выдаст своего взводного командира фашистам, потому что знает, что тот коммунист и не намерен «отвечать за его дела». Ему «своя рубашка ближе к телу».

Соколов душит предателя. На другое утро никто не выдает немцам ни командиров, ни комиссаров, ни коммунистов, хотя среди двухсот пленных руководителей было достаточно. Андрею удается бежать, но его ловят, травят собаками, заставляют работать на силикатном заводе, потом на шахте. Как и над другими русскими, над ним жестоко издевались, били, кормили впроголодь, нагружали работой до изнеможения.

Тяжелее же всего было узнавать невеселые вести с фронта — о взятии Сталинграда, например. Норма выработки камня в день была четыре кубометра на человека. Однажды Андрей говорит, что на могилу каждому хватило бы и по одному кубометру.

Его вызывают к коменданту лагеря на расстрел за такие речи. Комендант с друзьями в хорошем настроении — немцы вышли на Волгу, вступили в Сталинград. Он предлагает Соколову выпить перед смертью за победу немецкого оружия.

Тот отказывается, ссылаясь на то, что он непьющий. Тогда комендант соглашается на то, чтобы пленный выпил за свою погибель. Соколов пьет стакан водки, не закусывая. Пораженный комендант наливает ему второй стакан, который Соколов опрокидывает в себя и снова отказывается от закуски.

Третий предложенный немцем стакан Соколов закусывает половинкой кусочка хлеба. Комендант становится серьезным, говорит, что он уважает Соколова за храбрость, считает его достойным противником и стрелять в него не будет. Он дает Андрею буханку хлеба и кусок сала, которые тот в бараке честно делит на всех. Андрея перебрасывают в Рурскую область, где он и находится до сорок четвертого года.

Соколов служит шофером у немецкого майора, которого вскоре посылают в прифронтовой район. Когда советские войска подходят близко, Андрею удается бежать к своим, прихватив с собой и майора с секретными документами. Русское командование за этот подвиг представляет Соколова к награде, отправляет в госпиталь подлечиться и подкормиться после плена, а потом дает месячный отпуск.

Из госпиталя Андрей пишет письмо Ирине, но получает ответ не от жены, а от соседа, который сообщает ему, что два года назад Ирина и дочки погибли во время бомбежки . Андрей корит себя за то, что строился так неудачно , не может простить себе, что оттолкнул тогда Ирину на вокзале. Через три месяца Андрей через того же соседа получает известия от сына. Анатолий окончил артиллерийское училище, пошел на фронт, уже воюет в звании капитана, командует батареей, имеет шесть орденов. Андрей начинает мечтать о том, как кончится война, он построит дом для Анатолия и его будущей семьи, будет нянчить внуков.

В день взятия Берлина Анатолия убивают. Отец приезжает на похороны. В гробу он видит не мальчика, которого последний раз видел на вокзале, а молодого мужчину, мужественного бойца. Возвращаться Андрею в Воронеж не к кому.

Соколов едет к другу в Урюпинск, устраивается шофером, живет в его семье, поскольку друг и его жена бездетны. На полпути из города к элеватору, у чайной, Соколов замечает мальчика. «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки, как звездочки ночью, после дождя!». Однажды Андрея наугад окликает мальчика Ванюшкой.

Оказывается, что тот действительно носит это имя. У Ванюшки все погибли во время войны. Соколов называется отцом Вани. Тот кидается ему на шею, кричит, что всегда верил, что отец не погиб, и ждал его. Андрей приводит Ваню в дом друга, там мальчика принимают, как его сына, хотя прекрасно знают, что история эта выдуманная.

Жена друга даже обшивает мальчика и сидит с ним, пока Андрей ходит в рейсы. Осенью Андрей нечаянно наезжает на корову, у него отнимают водительскую книжку. Они с Ванюшкой решают перебраться в Кашары, к другому приятелю Соколова. На пути в Кашары и застает их автор. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…

Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому его позовет Родина». Париж. Елена плачет, но не сильно, вспоминая, что именно такое условие ставила Богоматери, когда просила сохранить жизнь Алексею. Алексей утешает Елену, выбрасывает фотографию Тальберга. Части Петлюры покидают Город в 1919 г. «А зачем оно было?

Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю… взойдут пышные всходы… задрожит зной над полями, и крови не останется и следов.

Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет». В доме Турбиных по-прежнему топят Саардамские изразцы, а обитателям дома снятся сны. Алексею снится, что император Александр I жжет в печке списки дивизиона и мимо проходит смеющаяся Юлия. Василисе снится, что никакой революции не было, а у него на огороде моментально выросли овощи.

Во сне ему совсем не жаль краденых вещей, но почему-то в огород влетают поросята с острыми клыками и нападаю^ на Василису. Елене снится Шервинский, представляющийся демоном, поющим для нее. Он твердит, что Тальберг не вернется, поет пронзительно, не так, как наяву.

Снится ей Николка с гитарой в руках, «но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик с иконками». Во сне Елена понимает, что Николка умрет, и просыпается, рыдая. В ночи ярко выделяется освещенный электричеством крест над Владимирским собором. «Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла — слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет.

Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле».