Роксолана против Анастасии Лисовской

Роксолана — образ на самом деле легендарный. Эта прекрасная женщина излучала силу духа, любовь к жизни, не смотря на такие испытания, которые тяжело и вообразить. Роксолана показала себя, как мудрую правительницу, благодетельницу, мать; Читая о Роксолане, я задумался над судьбой живого человека, молодой девушки — Насти Лисовской, т. е. Роксоляны до похищения, Роксоляны такой, какой она, я уверен, оставалась где-то в глубине души.

Мне кажется, не меньшего восхищения и сочувствия достойна Роксолана.

Говоря с почтительным уважением и большим удивлением о том, что ей пришлось пережить, мы часто забываем о том, сколько этот человек потерял. Настя Лисовская была захвачена в плен еще пятнадцатилетней девушкой, совсем ребенком. Наверное, нелегко было ей оказаться в таком возрасте далеко от родителей, попасть на чужие земли, где не было ни одной родной души, даже язык был незнакомым, даже религия была чужая. Другая страна, другие обычаи, другое отношение. Наивно, Настя Лисовская все время мечтала о том, чтобы оказаться где-то в родном доме, возвратиться к детским развлечениям, повседневной работе, общаться с девушками и ребятами своего возраста, своего круга.

Наверное, под страшным давлением обстоятельств больше всего девушка думала о том, как выжить и сохранить себя в том мире, в котором она оказалась. Тем не менее, в глубине ее души никогда не возникали мечты о том, чтобы все, что с ней произошло, развеялось, словно страшный и абсурдный сон.

Я воспринимаю историю Роксолани не столько как историю о силе духа, сколько историю о настоящем человеческом страдании. То, что пройдя сквозь все испытания, Роксолана выжила в моральном понимании, достигла чего-то, стала женщина: матерью и, наверное, счастливой — все это достойно восхищения, но, восхищаясь ею, мало кто задумывается о том, какой ценой все это было достигнуто.

Я думаю, не раз в жизни этой женщины сквозь самоуверенную, рассудительную, мудрую сильную Роксолану пробивалась Настя Лисовская, которая хотела счастья без борьбы. Это не означает счастья даром, но счастья без надрыва, без пребывания в постоянном напряжении, без неистового сопротивления обстоятельствам. Наверное, во второй половине своей жизни, заботясь о судьбе своих сыновей, строя мечты и госпитали, посвятив себя той деятельности, которая действительно характеризует ее как человека с добрым и — что главное — живым сердцем, Роксолана была почти счастливой.

И все же были на самом деле это та жизнь, о которой она мечтала?

Я замечаю, что все, что я пишу, я пишу через «может». Конечно, все это догадки, так как никто никогда не узнает, а наверное, никто и не знал никогда, что на в самом деле творилось в душе этой женщины. Впрочем, мне хочется смотреть на этот образ с другой стороны.

Мне хочется видеть в нем человека со своими слабостями, мне хочется помнить не только сделанное Роксоланой, не только то, чего она достигла, но и то, что потеряла Настя Лисовская.

Кстати, для меня остается открытым вопрос — чего достигла бы Настя, если бы ее жизни не изменилась так круто и неожиданно, если бы все эти испытания не постигли ее. Каким был бы результат ее жизни? Настоящим желанием занять высокое положение или результатом сопротивления обстоятельствам и унижению?

Возможно, оставшись дома, она никогда не стала бы государственной деятельницей на родных территориях. Возможно, не движимая обстоятельствами, она осталась бы обычной девочкой из Рогатина, а потом стала бы хорошей женой, матерью, бабушкой, в конце концов? Собственно, каждый писатель, создавая произведение о выдающейся исторической личности, старается не только изобразить определенную исторического героя, какие-то события, а и проникнуть в психологию человека, воссоздать для себя ее личность, ее суть.

Каждый писатель, а к образу Роксоланы их обращалось немало, видит ее по-своему.

Поскольку Роксолана реальная историческая личность, которая имела незаурядное значение для нашей литературы, то для каждого читателя, как и писателя, важно создать для себя свой собственный образ Роксоланы, чтобы лучше понять ее. Для меня Роксолана — это, прежде всего девочка Настя, которая волей обстоятельств и, конечно, собственной волей достигла того, чего достигла, оставаясь впечатлительной, чувствительной, женственной.