Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима, последовавшего за восстанием на Сенатской площади, но она не вступала в открытую борьбу с самодержавием, не верила в победу над ним. И все же реакция не могла остановить развития общественной мысли в России.
Изредка печатались произведения поэтов-декабристов — Кюхельбекера, Одоевского и других, начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский.
В тридцатые годы XIX века продолжал развиваться критический реализм, но одновременно с ним существовал и романтизм. Ярким примером романтизма в творчестве Лермонтова является стихотворение «Парус», написанное восемнадцатилетним поэтом:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
В интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного, что было характерно и для Пушкина. В одном из стихотворений он признавался:
Пусть я когда-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою.
Любовное чувство лирического героя у Лермонтова наполнено тоской, ему сопутствуют трагические обстоятельства, тяжелые предчувствия. Чаще всего Лермонтов пишет о неразделенной любви, об измене женщины, не сумевшей оценить возвышенные чувства. Трагизм любовной лирики был обусловлен обстоятельствами личной жизни поэта. Цикл стихов посвящен Наталье Федоровне Ивановой, дочери известного драматурга.
Вначале Иванова отвечала взаимностью Лермонтову, была его близким другом, но любовное увлечение поэта окончилось несчастливо. Измена любимой женщины послужила поводом для создания стихотворения «Я не унижусь пред тобою…»
Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Дая заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам, И так я слишком много видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы любить тебя сильней.
Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку Безумец! — лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала лъ цену? Ты знала — я тебя не знал!
С резкой критикой современного ему поколения выступил Лермонтов в стихотворении «Дума» . Это стихотворение — горькая поэтическая исповедь поколения, которое живет без активного действия и не верит в его пользу. Оно «старится в бездействии». У этого поколения нет ни глубоких чувств, ни прочных убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
Это поколение не способно сказать новое слово в истории России. Стихотворение заканчивается пессимистически:
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдет без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрителъным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
«Дума» — это и лирическое стихотворение, проникнутое грустью, мечтательностью, и одновременно сатира. По идейному содержанию с «Думой» связано стихотворение «И скучно и грустно…», написанное в форме лирического монолога. Критик В. Г. Белинский восторгается этим произведением.
Он сравнивает его с «потоком слез, давно накипевших», со струей горячей крови из раны, с которой вдруг сорвали повязку. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова. Стихи Лермонтова — это почти всегда напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на внутреннем душевном состоянии человека.
Поэт раскрывает борьбу противоречивых мыслей своего лирического героя.
И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! что пользы напрасно и вечно
Желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа: Прадостъ, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустячная и глупая штука…
Состояние души, которое, казалось бы, трудно выразить словами, занимает главное место и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» Философское содержание этого произведения выявляется из сопоставления спокойной и величественной природы и страдающего человека, задающегося извечными вопросами. Лирический герой Лермонтова устал от невозможности понять самого себя, от неосуществимости желаний. Поэтому в нем нет той гармонии, которую он чувствует в природе.
Но у него осталась жажда прекрасного, которое он связывает с любовью, с единением с природой.
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно?
Жду лъ чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздъшаласъ тихо грудь…
Лирика этого замечательного русского поэта близка каждому человеку. Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, неразделимые с разочарованием и страданием. На мой взгляд, основной ее мотив — это мотив одиночества, который пронизывает все его творчество. Одиноки герои его произведений, одинок и сам поэт. Многообразные оттенки этого чувства мы находим в его стихотворениях.
Это одиночество на лоне природы , одиночество человека в толпе . Это неприятие всего, что составляет эмоциональную жизнь людей: любви, желаний, страстей , бесплодность поисков счастья и борьбы , одиночество в заточении {«Узник»).