Незадолго до описываемых событий здесь поселился странный господин, Георгий Сергеевич Триродов отставной приват-доцент, ученый-химик, поэт. Т. перестраивает заброшенную усадьбу в чудо изобретательской мысли, а по соседству организует детскую колонию, воспитанники которой живут весело и привольно, «как люди в первом саду». Резким контрастом триродовской колонии является Скородож, населенный рассыпающимися в песок аристократами, коим больше ста лет; поэтами-декадентами и их экзальтированными поклонниками; черносотенцами, устраивающими погромы, и «лохматыми» социалистами с некрасивыми лицами и нечистыми руками .
В Скородоже проживает Передонов из романа «Мелкий бес» и царит сплошная передоновщина.
Герой Сологуба — не только ученый и поэт, но и волшебник, повелевающий царством мертвых. Из небытия он возвращает в жизнь непорочные души умерших детей, которые обитают в его усадьбе. Триродов превращает исправника и жандарма, явившихся к нему с обыском, в клопов, и тем приходится исполнять свои обязанности в таком странном облике, что, впрочем, у обывателей Скородожа не вызывает смущения. Мало заботясь о правдоподобии, Сологуб нагромождает события, одно фантастичнее другого.
Тут и магические зеркала, и космические корабли, и навьи тропы, по которым ночью прогуливаются мертвецы, ожесточенно споря о православии, самодержавии и народности.
Наделенный магической силой, Т. мечтает основать праведную землю, где будет царить красота, где люди одолеют скрытого в них зверя и разбудят человека. С этой целью герой совершает полет на Луну; потом при помощи волшебного эликсира переносится в блаженную страну Ойле ; затем домогается короны и власти в экзотическом государстве Королевство Соединенных Островов, где воплощаются любые утопии.
Триродова называют альтер-эго Ф. Сологуба. Такое утверждение имеет некоторые основания, но говорить о полном тождестве ошибочно. В известном смысле Т. олицетворяет утопическое кредо писателя: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я — поэт».
Вместе с тем деятельная натура героя мало походит на Сологуба, этого «русского Бодлера» со всем его скептицизмом в оценках «жизнестроительных» предприятий , с его мрачным пессимизмом «подвального Шопенгауэра» и утопией эскапистского бегства в мир поэтической фантазии.
По сути все начинания деятельного героя заканчиваются неудачей. Колонию закрывают местные Передоновы, черносотенцы устраивают в ней поджог. Королевство Островов, некогда могучее и прекрасное, охвачено пламенем гражданской войны. И только страна Ойле, сотворенная фантазией поэта, остается надежным прибежищем.
В конце романа Т., потерявший все, преследуемый полицией, улетает на воздушном шаре к Островам, где его не ожидает лучшая участь. Лирический герой Сологуба выбирает страну Ойле, «вечный мир блаженства и покоя, вечный мир свершившейся мечты».