Произведение Н. Погодина — «Мой друг» (1932) — уже названием подчеркивает замысел автора выделить крупным планом одну личность. «Мой друг» — это необыкновенный обыкновенный человек, не только смело и дерзко входивший в тогдашнюю действительность, но и ставший предметом эстетического исследования. Волевой и мужественный Гай — человек с мировоззрением и оптимизмом революционера, энтузиаст, великолепный организатор производства. Этим образом Погодин продолжил в драматургии линию людей революции (Предукома, Кошкина, Годуна, Вершинина), но уже в новых исторических условиях.
Неустанные поиски новых героев и тем, новых форм и приемов художественного освоения действительности и сценического воплощения замыслов дали свои результаты: от пьесы к пьесе растет мастерство драматурга. К этому времени Погодиным были созданы «Аристократы» (1934) и «После бала» (1934), но творческие вершины драматурга были еще впереди.
В 1936 г. ЦК партии обратился к писателям с призывом воссоздать образ В. И. Ленина на сцене. В связи с этим позднее Погодин писал: «…поставленная перед нами задача казалась неосуществимой…» Слишком неохватна была личность вождя. Не все художники, приступившие к воплощению этой темы, довели дело до конца. И все же в 1937 г. увидели свет рампы «Правда».
Действие в пьесе «Человек с ружьем» охватывает всего несколько дней, предшествовавших вооруженному восстанию, и момент самого восстания. Огромностью совершающегося обусловлено стремление автора раздвинуть привычные рамки драмы, вместив как можно большее число лиц. В пьесе представлены все слои общества: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, офицеры и генералы, семья миллионера и пр.
Логика исторических событий и чутье художника подсказали Погодину пути раскрытия образа вождя революции. Драматург создал глубоко реалистический, жизненно достоверный образ политического руководителя пролетариата. Ленин все время в гуще народной массы. Главный герой пьесы — и здесь смелое композиционное решение — народ, человек из народа, «человек с ружьем».
В центре пьесы Иван Шадрин — типичный солдат-крестьянин. Вначале он человек «посторонний» для революции (вспомним образ крестьянина Пикалова из «Любови Яровой» К. Тренева), мечтающий лишь о том, чтобы как можно скорее «податься домой». Встреча Ивана Шадрина с Лениным — ключевая картина всей пьесы, раскрывающая основную идею — единство вождя и народа. Потому-то столь органично переплетается линия жизни простого крестьянина с ходом переломных событий в России.
Во второй части драматической трилогии Погодина «Кремлевские куранты» (1939) тема «народ и революция» дополнена новым мотивом — «интеллигенция и революция». Действие происходит уже не в первые дни Октября, а в 1920-1921 гг., когда главными стали задачи мирного строительства. Драматург не преуменьшает трудностей.