Повесть А. С. Пушкина » Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» — это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания 1772-1774 годов. Но писателя прежде всего интересуют характеры людей, волею судьбы оказавшихся в центре исторических событий и по-разному проявляющих себя в них.
Повествование в «Капитанской дочке» представлено в виде воспоминаний Петра Андреевича Гринева о своей жизни.
Сначала перед нами появляется молодой человек, верный своему дворянскому классу и государыне. Он добрый, смелый и мужественный, самостоятельно рассуждает и поступает. Ему присущи развитое чувство собственного достоинства и благородство.
Он честен, душевно чист и отзывчив, склонен к поэзии. Петр Гринев изменяется на наших глазах, превращаясь из шестнадцатилетнего недоросля, который мечтает об удовольствиях столичного гвардейца, из наивно-простодушного юноши в сформировавшегося молодого человека, настоящего офицера, с большим тактом выходящего из трудных положений.
Вспомним, например, случай с ротмистром Зуриным. Ротмистр Зурин, ослабив внимание неопытного юноши веселыми рассказами об армии, предложил ему как-то сыграть в бильярд на деньги и через некоторое время сообщил, что Гринев проиграл ему сто рублей.
Эти деньги Гринев, как человек чести, вернул Зурину, к ужасу Савельича: «Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки». Так Петр Гринев принял свое первое, хоть и не совсем верное решение в жизни. «Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок».
После случая с Зуриным молодой человек мучился «неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием». Трудно представить в умудренном жизненным опытом и просвещением мемуаристе, каким мы видим Петра Гринева в конце повести, того вспыльчивого, задиристого юношу, старающегося утвердиться в жизни. Выбор Петра Гринева в качестве мемуариста был не случаен.
Пушкину нужен был именно такой свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, имевший личное знакомство с Пугачевым и его окружением.
Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависели его жизнь и счастье. Можно сказать, что вся история приключений Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи молодого человека с