Пропагандируя в прозе «прелесть нагой простоты», Пушкин хотел бы и поэзию освободить «от условных украшений», «приблизить поэтический слог к благородной простоте» («В зрелой словесности приходит время…»). Поэт-реалист ведет систематическую борьбу против украшенного, метафорического, перифрастического стиля сентименталистов и романтиков. Но это не значит, будто Пушкин отказывается от метафор или перифраз, от эпитетов или сравнений. Эти и все другие средства поэтической изобразительности и выразительности, накопленные художественным языком в процессе развития тех же стилистических явлений, которые свойственны общенародному языку и богатейшей стилистике устного народного творчества, Пушкин в необходимой мере применяет в своих произведениях, особенно стихотворных. Но, во-первых, Пушкин разумно ограничивает количество слов и выражений, имеющих переносное значение или дополняющих простое обозначение предмета. Во-вторых, эти слова и выражения приобретают у Пушкина иной, чем у его предшественников, характер и не противоречат принципам реализма.
Принцип реалистического соответствия стиля изображаемому предмету и выражаемому идейно-эмоциональному содержанию приводит Пушкина и к новому принципу дифференциации, разграничения стилей. Достаточно сопоставить «Евгения Онегина» (первая глава), «Бориса Годунова» и «Графа Нулина», чтобы стало ясно, что Пушкин создает не какой-то единый реалистический стиль, а совокупность или систему реалистических стилей, варьирующихся в зависимости от содержания и жанра произведения. Пушкин утверждает многообразие стилей, но требует для каждого из них внутреннего единства и мотивированности всей сложностью выражаемого в слове содержания. Блестящей иллюстрацией здесь могут служить его «маленькие трагедии», каждая из которых глубоко закономерна в своем особом стиле. Различие стилистических систем иногда присуще и языку одного произведения. Таковы, например, два стиля «Медного всадника» — поэмы о «кумире на бронзовом коне» и повести о бедном чиновнике Евгении. Сложное сочетание языковых стилей представляет собой «Капитанская дочка» (письма героев, официальные бумаги и т. д.), объединенное, впрочем, единством стиля «записок» Гринева.
Создавая стиль реализма как нового художественного метода, Пушкин открывал широкие перспективы для развития стилей различных реалистических течений русской литературы (например, стиль «гоголевского» течения), а также для многообразия индивидуальных стилей (стиль Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова и многих других).
Процесс развития художественного языка, приведший к утверждению реалистической системы стилей в творчестве Пушкина, обнаружил свою закономерность и в других явлениях русской литературы: в баснях И. А. Крылова, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Огромное значение для утверждения реализма в русской литературе имела деятельность В. Г. Белинского. В 40-х годах великий критик создает теорию реализма, которая положила начало русской реалистической эстетике. Но к этой теории Белинский пришел трудным путем, отразившим его увлечения и ошибки периода «примирения с действительностью».