Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников
Сычева Марина Николаевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерово
Учитель музыки
Цели урока:
1 . Развитие интереса к музыке разных народов;
2. Выявить сходство и родство музыкального языка славянских народов
3. Провести сравнительный анализ, обобщение
Оборудование: музыкальный центр, диск с фонограммами, фортепиано
Наглядный материал :
1. Иллюстрации народных инструментов;
2. Иллюстрации народных национальных костюмов Украины, Белоруссии, России.
Музыкальный материал:
Вокальные произведения:
«Бульба», «Ой чи я це хатинка», «Казачок», «Барыня»
Инструментальные произведения П. И. Чайковского 4 симфония финал ;
Вступление к песне «Перепелочка» .
Раздаточный материал :
1.Тексты народных песен;
2.Шумовые инструменты: маракасы, румбы, ложки, бубны
Ход урока
Организационный момент
Вход детей под звучание белорусской песни «Бульба». Учитель приветствует учеников
Учитель: Давайте вспомним песню русского народа, созвучную этой музыке: такую же яркую, энергичную и радостную.
Дети: Можно спеть «Барыню» .
Исполнение русской народной песни «Барыня» в сопровождении шумового оркестра.
Учитель: На доске вы видите изображение людей в разных национальных костюмах.
А как иначе одним единым словом называют русских, украинцев, белорусов?
Дети затрудняются с ответом.
Учитель: В далеком прошлом русские, украинцы, белорусы жили в едином государстве, называемом Киевская Русь. И называли их единым словом — славяне.
А сейчас мы обратим внимание на тексты песен «Ой чия це хатинка» и «Бульба», которые лежат перед вами на столе. Прочтите внимательно эти тексты.
Какая из песен вызвала наибольшее удивление?
Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть ее вареной, Иль в мундире запеченной Трам-там-там, тара-тара — тара-рам Без картошки худо нам Трам-там-там, тара-тара — тара-рам Без картошки худо нам |
«Ой чия це хатинка» Бульба
Учитель: Какая из песен вызвала наибольшее удивление? И почему?
Дети: Украинская песня, в ней много непонятных слов
Учитель: А может кто-то догадался что такое «хатинка»?
Дети: Может хата? А хата означает » Дом»
Учитель объясняет содержание песни.
Учитель : После объяснения давайте проговорим в ритме эту песню.
Дети прохлопывают и проговаривают слоги, выделяя сильным хлопком главные слоги.
Учитель : А теперь исполним песню в сопровождении фортепиано.
Учитель играет, а Дети поют.
Учитель : А теперь мы проговорим и споем вторую песню. Обратите отдельное внимание на припев в «Бульбе», и повторим его несколько раз. А теперь споем.
Дети спели песню под сопровождение фортепиано.
Учитель : Как вы считаете, какие музыкальные выразительные средства объединяют эти две мелодии?
Дети: Характер в этих песнях озорной, веселый. Темп приближен к быстрому. Динамика достаточно громкая.
Свойство звучания этих песен танцевальное.
Учитель : А теперь подведем итог: первая песня родилась на основе мелодии любимого украинского народом танца, называемого «Гопак». Сначала его танцевали, а затем решили запеть. Так и появилась «Ой чия це хатинка», иначе » Гопак со словами».
Учитель : Вторая песня — это не только песня, но и танец активный, энергичный, «с огоньком». Он называется «Бульба». У русских есть такое слово?
Дети: Нет.
Учитель : Но мы можем догадаться о его значении.
Дети: Картошка.
Учитель : Иногда народная песня становится мелодией большого музыкального произведения. Сейчас такое как бы превращение произойдет с известной вам русской народной песней в музыке П. И. Чайковского.
Послушайте внимательно и определите название этой песни. В каком исполнении звучит эта музыка: народного или симфонического оркестра?
Звучит фрагмент финальной части IV симфонии Чайковского.
Дети: Музыку исполняет симфонический оркестр, а мелодия этого Сочинения — нечто иное как русская народная песня «Во поле береза стояла».
Учитель : Верно. Звучала IV симфония Петра Ильича Чайковского.
А к какому виду народных песен близка эта мелодия?
Дети: Она стала плясовой, хотя мы ее пели всегда как лирическую русскую народную песню.
Учитель : Композиторов всегда интересовала народная песня, так как она была тем «зерном», из которого они «выращивали» свою музыку.
Какого свойства и характера звучали песни и музыка, которые мы пели и слушали сегодня?
Дети: Звучала музыка танцевальная, плясовая.
Учитель : А с какими песнями мы познакомились?
Дети: С украинской плясовой и белорусской плясовой песней.
Учитель : Завершается наше музыкальное путешествие на берегу реки Днепр.
Неподалеку молодой казак разжег костер, а что за история с ним приключилась, расскажет песня «Казачок».
Дети берут лист с текстом № 3 и исполняют под фонограмму:
Шел со службы казак молодой.
Через речку тропинкой крутой.
Обломилась доска,
Подвела казака,
Искупался в воде ледяной.
Он взошел на крутой бережок
Для себя огонечек разжег.
Мимо девушка шла
К казаку подошла:
«Что с тобою случилось с тобой, мой дружок?»
Отвечает казак молодой:
«Осетра я ловил над водой.
Не поймал осетра,
Слишком речка быстра
Сапоги промочил я водой».
Отвечает дивчина ему:
«Не коптись ты, казак, на дыму.
Ты домой не спеши,
Сапоги просуши,
Мы костер разведем на дому».
Шел со службы казак молодой.
Через речку тропинкой крутой.
Эх, дощечка-доска,
Подвела казака —
Не вернулся казак холостой.
Учитель делает выводы : Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в соседние страны: Украину, Белоруссию. А также мы познакомились с использованием народной песни профессиональной музыки композитора.
Мы выявили общие свойства музыкального языка в народных песнях этих стран.
В следующий раз мы продолжим наши встречи с народной музыкой и песнями других стран.
До свидания!