Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия «больного» сознания. Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского.

На переднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель. Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание». Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент — «на кровь по совести». Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирожденный «властелин судьбы». Однако Раскольников — натура сложная и неоднозначная.

Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о «проба» удалась, он счел бы свою идею доказанной. Однако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы. Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию. Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему.

Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович — это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым.

Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов — своеобразный «двойник» главного героя, его «оборотная» сторона. «Мы одного поля ягоды», — говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным «перешагнуть через кровь». В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов «подбадривает», успокаивает, «наставляет на путь истинный».

И тогда-то обнаруживаются самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопросы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина». «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться», — говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову. «Не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».

Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние. «Хорошая» цель оправдывает злодейство, совершенное ради ее достижения.

Свидригайлов и в самом деле освободил себя от «вопросов человека и гражданина», перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сладострастие безграничное, «всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее», — вот «хорошая цель» Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Но даже Свидригайлов, «пошляк» и «умник», вдруг наталкивается на преграду — в себе и в других.

Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто «зверок хорошенький», уже не только «разожженный уголек», тут уже нечто большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловушку для Дунечки, все рассчитал — не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны.

Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова — одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от «вопросов человека и гражданина».

Но перед самоубийством Свидригайлова Достоевский устраивает еще одну встречу героев-двойников. К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев, — ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить «по ту сторону добра и зла», но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность — это «банка с пауками» и нет спасения от отчаяния. После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения.

Окончательно признав себя «вошью», он идет сознаваться в убийстве, прекращая свой «бунт». Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие — последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести.

Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова — человека, живущего по принципу «все дозволено».