Понятие «свободы» нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-эпическая категория. В мировоззрении и творчестве Пушкина эта тема занимает центральное место. В стихотворении «разговор Книгопродавца с Поэтом» на вопрос, обращенный к Поэту, что он изберет, «оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду», тот гордо отвечает: «Свободу».
Книгопродавец дает полезный совет: «Наш век — торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Можно отметить, что для Поэта «свобода» — это независимое понятие, оно самодостаточно. В устах же книгопродавца это лишь относительное понятие, включенное в жизненные зависимости. С другой стороны, существует разделение между свободой внешней и внутренней свободой поэта: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Поэт считает, что он не может «продать свое вдохновенье», то есть писать то, что угодно политическому режиму или конкретным людям. Он не может выполнять своим творчеством чей-то заказ, даже за большое вознаграждение. Поэт свободен только тогда, когда он творит сам, без всякого давления, и то, что подсказывает ему Муза. В 1823 году появляется стихотворение «Свободы сеятель пустынный», поражающее безысходностью и отчаянием лирического героя: мир грез растаял, а реальный мир бездуховен. Герой осужден, так как в этом мире он не нужен, ему нет места и некуда бежать.
Господь послал пророка на землю, к людям, сеять семена добра и истины. Стихотворение является как бы ответом пророка пославшему его: «…потерял я только время, благие мысли и труды…». Своим главным назначением поэт считал дело освобождения. Но люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Пророк обращается к ним: Паситесь, мирные народы.
Слово «мирные» имеет презрительную окраску, то есть неспособные восстать против собственного рабства. Это спокойствие стада, а «к чему стадам дары свободы» и поэты, провозглашающие эту свободу. Год написания этого стихотворения — 1823 — был кризисным для поэта, оттого так трагично настроение стихотворения «Свободы сеятель пустынный».
Пушкин считает себя свободным поэтом, готовым творить для людей. Однако им не нужно его творчество. Если романтизм утверждал, что поэт — это человек, ничем не похожий на других людей, то Пушкин приходит к убеждению, что поэт — это просто человек. Понятие поэтического отождествляется теперь с обыденным, каждодневным, а исключительное начинает казаться лишенным истины и поэзии. Совсем иное настроение звучит в стихотворении «Арион».
Пушкин, наряду с подведением итога духовных исканий декабристов, определил и свою роль: задача певца — петь пловцам, рассказать о них всем и передать этот рассказ потомкам. Поэтому кажется закономерным спасение пловца: спасен тот, кому дано свободное слово. Дело этих людей живо, пока певец е не изменил себе: Я гимны прежние пою… Пушкин осмысливает себя человеком свободным, оттого и творчество его свободно.
Он остался верен идеалам юности, не предал их, и это находит свое отражение в его творчестве. Свободный поэт не боится осуждения толпы. Ее презрения или гнева власти. Таким образом, Пушкин всегда считал себя человеком свободным, оттого свободным было его творчество. Свободный поэт не боится осуждения толпы, ее презрения или гнева власти.
Тема свободы творчества несколько варьируясь сохранялась на протяжении всей жизни Пушкина и рассматривается им как духовная и творческая свобода настоящего писателя-гуманиста.