• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина

 

Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

М. Ю. Лермонтов

Белинский назвал Роман «Герой нашего времени» «воплем страданий» и «грустной думой» о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры.

Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера главного героя.

Гордая черноокая красавица Бэла, «дочь горных ущелий», горячо и сильно полюбила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. «Я не раба его», — гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: «У меня нет родных». Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина.

А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. «Любовь дикарки», ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знатной барышни: «Я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно».

Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и Печорин. Она полная противоположность Бэле. Если Бэла скупа в своих высказываниях, то княжна Мери «шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки».

Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вначале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффектными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печорину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее.

Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского общества, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

Печорин не может найти забвения в женской любви. «Я все это знаю уже наизусть — вот что скучно!» В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом «безмолвно страдающая» Мери.

Но тихое семейное счастье не для него. «Нет, я не ужился бы с этой долей», признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру — единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не только достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, покорная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина.

В отношениях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, — глубоко чувствующим и переживающим человеком.

Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. «Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей… Она единственная женщина, которую я не в силах обмануть», — признается себе он. Только она своим внезапным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы.

Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно. Утрата Веры — это, пожалуй, самая большая потеря, но его личность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом.

Однако под этой маской эгоиста проступает существенная черта «героя нашего времени» — глубина человеческого чувства.

Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к «разочарованным героям» вроде Грушницкого.

Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило «жажды бытия» Лермонтова, способности и желания идти к людям. «Под ношей бытия» охладела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: «Авось где-нибудь умру на дороге!»



Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина

Другие сочинения по теме:

  1. Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал:...
  2. Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа «Герой нашего времени», — нарисовать образ своего современника, «каким он...
  3. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина Лермонтов-художник сформировался после поражения дворянской революции, в период, который был воспринят многими его современниками как крушение истории. Крах идей декабризма...
  4. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически...
  5. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя,...
  6. Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу...
  7. Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени» Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина...
  8. Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Лермонтов описывает лишь некоторые эпизоды из взрослой жизни героя, когда его характер был уже сформирован. Первое впечатление — Григорий сильная...
  9. Моя трактовка образа Печорина в романе «Герой нашего времени» Герой романа — человек сильной воли, отважный, который не прячется от опасности, а смело смотрит вперед и идет навстречу бурям...
  10. Образ Печорина как связующее звено в романе «Герой нашего времени» Роман состоит из пяти частей — повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанрово отличается от остальных....
  11. В чем заключается трагедия Печорина в романе «Герой нашего времени» Белинский различал «внешнюю форму», «скелет содержания» и внутренний смысл произведения, его «творческую концепцию». Эта проблема встала перед ним со всей...
  12. Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени» Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени». Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке»...
  13. Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры. Этим приемом...
  14. Размышления об идеях Печорина (По роману «Герой нашего времени») Роман «Герой нашего времени», выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии...
  15. Тема. Женские персонажи романа «Герой нашего времени» Цель : продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»; раскрыть конфликт Печорина с окружающей средой; показать разнообразие женских...
  16. План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» План I история души человеческой. II… мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! 1…. Человек замечательный по многим причинам...
  17. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети», их роль в раскрытии содержания романа Нельзя представить себе историю русской литературы без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Его литературное наследие довольно обширно: Тургенев писал стихи, прозу,...
  18. Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов — один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы...
  19. Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. Доктор Вернер, не уступая Печорину в...
  20. Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Система образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского...
« Модернистские течения
Пасхальная аппликация для детского сада »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения