Не перестаю удивляться, когда читаю роман Пастернака «Доктор Живаго». Перед нами, на мой взгляд, род автобиографии, несмотря на то, что здесь отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Но, тем не менее, мне кажется, что Пастернак пишет о себе. Он придумывает героя, через которого можно понять внутренний мир самого писателя. Поэтому вовсе неслучайно главный герой романа — доктор Юрий Живаго — пишет стихи.
Таким образом, писатель осмысливает свои жизненные впечатления, раскрывает внутренний мир: Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку. Стихи доктора Живаго находятся в приложении к роману. Эти произведения раскрывают духовный мир лирического героя, Юрия Живаго и самого автора.
Во время того, как Пастернак описывает поэтическое творчество Живаго, в этом описании проступают и некоторые черты творчества самого автора. Творческий процесс очень сложен для героя. Но все же он зависим от этого удивительного состояния: «После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений работа завладела им, и он испытывал приближение того, что называется вдохновением».
Для доктора Живаго, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. Находясь в таком состоянии, герой романа чувствует свою беспомощность, поскольку сам уже не в силах что-то делать. Всем владеет язык, как «родина и вместилище красоты и смысла»: «все формы приобретают такую значимость, что не могут быть исключены или заменены чем-то иным».
Состояние вдохновения творило с героем что-то немыслимое. Он переставал чувствовать себя частью действительности и забывал обо всем: «Он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Таким образом, можно говорить о том, что главный герой романа — личность, глубоко чувствующая искусство.
Во многом он является частью этого удивительного «вдохновения». В чем же причина такого его отношения к творчеству? На мой взгляд, именно «подобное состояние душевного полета» помогает Юрию Живаго жить в такое непростое время.
Для него то, что происходит в стране, очень грязно и лживо. Он все время пытается скрыться, спрятаться от реальности. Главный герой никак не влияет и не пытается влиять на ход революции.
Он служит тем, к кому попадает. Однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих — восхищающих его своей безрассудной храбростью юношей. Для Живаго главную роль играет только то, что внутри, а остальное всего лишь цепь событий, которые в той или иной мере и влияют на это «внутреннее»: Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. По моему мнению, Пастернак преднамеренно избирает героем романа человека духовно богатого.
Ведь такая личность еще раз утверждает, что в жизни человека важнее всего лишь то, что делает людей людьми. И речь идет совсем не об утопических мечтах и надеждах. Все дело в духовной чистоте и красоте. Это внутреннее богатство как раз и проявляется в стихах Юрия Живаго. Его творения почти не носят отпечатка времени, они наполнены счастьем и любовью к окружающему миру.
Для Живаго творчество — это процесс, когда мир сливается «в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну», которая «заставляла его ликовать и плакать от чувства торжествующей чистоты существования». И это ликование тем значительнее в романе, что чистое существование тотчас же сливалось для него с «утробно-скулящим завываньем» подступивших к усадьбе волков. Таким образом, роман Пастернака «Доктор Живаго» имеет глубоко философский смысл. Автор считает, что истинное счастье — не стремление к прекрасному будущему через боль и страдания. Оно во внутреннем мире человека.
Счастье невозможно навязать, каждый человек сам творит свою судьбу. И Юрий Живаго, как и сам Пастернак, нашел духовное удовлетворение в творчестве.