Ф. И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии. В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская.
Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание. Ф. И. Тютчев жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии .
В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру — сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт.
Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен! Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать… Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.
Рассмотрим первые две строки стихотворения: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется… Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля. Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей.
Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно. Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение.
Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли: И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
В утешение той же Высшей силой нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие — это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним. Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение.
Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия — дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать — сила, ниспосланная человеку свыше Богом.
Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку. В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию — период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными . Первая часть содержит в себе причину, а вторая — следствие.
Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора . Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.
Данное произведение представляет собой четверостишие с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.