Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» — герой своего времени. Автор недаром подчеркивал современность этого произведения. «Действие современное, в нынешнем году», — писал он в одном из писем. Передовая молодежь того времени искала пути социального, духовного и нравственного обновления.
Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Вечером жаркого июльского дня из своей жалкой каморки выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинает роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется он по петербургским улицам, идет его лихорадочная жизнь.
Раскольникова мучит ужасный вопрос, он «покусился» на дело, к осуществлению которого теперь близок, — убийство старухи-процентщицы. Несколько причин подвигли бывшего студента на этот бунт, на преступление. Почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко — подарок сестры.
Ненависть и отвращение почувствовал он, «задавленный бедностью», к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужом горе. Услышанный в трактире разговор студента с офицером о той же «глупой, ничтожной, злой старушонке, никому не нужной» еще сильнее убеждает Раскольникова, «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть — и сто жизней взамен!». В грязном трактире слушает Раскольников шутовскую и трагическую речь пьяного Мармеладова о его семнадцатилетней дочери Сонечке, о ее подвиге, жертве, о спасенном ею, страшной ценою, семействе. Еще один удар, еще одна ступень к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая ради брата и матери готова «продать себя».
И, наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, которая попала в так называемый «процент, который должен уходить…каждый год…куда-то, чтоб остальным не мешать». Трагедия жизни, голод, нищета — вот самые глубокие причины преступления Раскольникова. Чтобы найти выход, надо решиться на отчаянный шаг, убить старуху — ростовщицу. Но у Раскольникова были и нравственные причины, останавливающие его. Муки совести.
По словам самого героя, он «целый месяц провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей плоти дело предпринимает, а имеет в виду великолепную цель, чтобы возможную справедливость наблюдать в исполнении». Страх. «Он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам, как будто кто его принуждал и тянул к ужасному делу…» Во время последнего разговора со старухой, Раскольникову, также, очень страшно: «Еще с полминуты, и он, возможно, убежал бы от нее», не совершив преступления. Душевные переживания. Совершенно уверенный в своей идее, Раскольников совсем не уверен, что сможет осуществить ее. От этого он глубоко несчастен.
Еще до преступления, начинаются его лихорадочные метания и нравственные мучения. Только стечение обстоятельств, «так нечаянно наступивших и все разом порешивших подействовали на Раскольникова почти совсем механически; как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».