Стихотворение А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

Романтическое искусство, и символизм как одно из направлении неоромантизма, отмечено особой устремленностью к высоким духовно — нравственным, социальным и эстетическим идеалам. Действительность во всей ее противоречивости всегда воспринималась романтиками в свете этих идеалов. В стихотворении Блока «Девушка пела в церковном хоре…» отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что «радость будет». И хотя поэтическое мировоззрение Блока со временем менялось, он сам заявлял об уходе от принципов романтизма, но каждое свое выступление поэт неизменно заканчивал этим удивительным стихотворением, как чистым вздохом. Такие стихи трудно соотносить с каким-то реальным событием.

Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с Цусимским сражением в русско-японскую войну, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры.

Нам сейчас это не кажется столь важным, значение имеет свет, оставивший «луч» «на белом плече», который рождает у нас надежду на воскресенье и вечную жизнь. Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играли роль еще в пьесе Блока «Король площади». В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага.

Но философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становиться реальной, и оказывается, что мы «из мрака» только грезим о песнях «светлой жизни». Композиционно стихотворение выстроено по принципу антитезы, излюбленному приему Блока. Борьба светлого и темного, мрачного и жизнеутверждающего бросает отсвет на все образы. Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый».

Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, — это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья». Может быть, поэтому «у царских врат, / Причастный тайнам, — плакал ребенок…» Сразу несколько акцентов призваны вызвать у читателя сомнения в лучшем исходе для тех, кто оказался отлученным от родины. Понимая окружающих мир по — своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события.

И ребенку дано знание, «что никто не придет назад». Мрак жизни оказывается подвластным светлому лучу лишь в церкви, песня надежды почти неземной героини оказывается противопоставлена плачу. И лексический ряд стихотворения отражает антитетичность авторского восприятия мира. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня — надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. Поэтом постигается загадка нашей жизни, в которой все противоречиво.

Красота бытия состоит в ярком чувствовании моментов прекрасного, мудрость — в умении увидеть этот тонкий луч радости. Парадокс и заключается в том, что именно на фоне мрака сияние света становится заметнее. Хочется верить, что ребенок плачет о мраке дня сегодняшнего, а девушка поет о будущем, ее голос, «летящий в купол», направлен ввысь, обращен к царским вратам с мольбой за человечество. Поэт верит, что этот голос не может не долететь до Всевышнего, не может остаться неуслышанным. Молитва лирической героини — это и его молитва за родную Отчизну, за всех русских людей.

В таком служении Блок видел назначение поэта. Им пронизано все его творчество, полное горячей искренности и трепета.