Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана накануне восстания декабристов, в 1824 году. Это реалистическое произведение, основной конфликт которого заключается в столкновении «века вынешнего» и «века минувшего», то есть двух эпох русской жизни, двух мировоззрений. На протяжении всей пьесы действие происходит в доме Фамусова, практически не выходя за его границы, не считая эпизодов, где герои рассказывают о своих воспоминаниях или говорят о ком-нибудь, находящемся за пределами дома. В этой комедии автор показывает не конфликт поколений, а конфликт мировоззрений, возникший в русской жизни в 10- 20-е годы XIX столетия. В «Горе от ума» перед нами предстала картина жизни московского дворянства периода правления от Екатерины до императора Николая.
Одним из ярких представителей данного круга является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает место управляющего в казенном месте и слывет в обществе уважаемым и почтенным человеком. Для Фамусова, так же как и для всех дворян того времени, определяющим фактором является материальное положение человека и чин, который он занимает, а также количество крепостных душ, которыми он владеет.
Подбирая жениха для своей дочери Софьи, он отдает предпочтение полковнику Скалозубу, так как тот: Солидный человек. И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Он категорически отвергает всех остальных поклонников, заявляя «кто беден, тот тебе не пара». Другим представителем «века минувшего» является полковник Скалозуб, который «и золотой мешок, и метит в генералы».
У него единственная цель в жизни — генеральский мундир: Я с восемьсот девятого служу; Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Мысли и желания Скалозуба примитивны. Его суждения и шутки с претензией на оригинальность свидетельствуют о его уме, уровне образованности и невысоком интеллекте. «Он слова умного не выговорил сроду», — говорит о нем Софья. Другой отличительной чертой московского дворянства является полное невежество, отсутствие стремления к новому, еще непознанному — словом, консервативность общества, его приверженность старым традициям. и устоям. «Сужденья черпают из забытых газет, времен Очаковских и покоренья Крыма»,- заявляет в своем монологе Чацкий.
В обществе наблюдается отрицательное отношение к образованию: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Фамусовым книги сравниваются со злом, которое надо бы «пресечь и сжечь». Старуха Хлестова в своих речах выражает полное недоумение по доводу «пансионов, школ, лицеев». И все герои с нетерпением ожидают тех времен, когда будут учить «по-нашему: раз, два, а книги сохранят так: для больших оказий». В обществе царствует слепое поклонение всему иностранному.
Люди, сами того не замечая, теряют свое русское начало, стараясь изо всех сил подражать европейскому стилю. Чацкий, будучи единственным здравомыслящим человеком среди «двадцати пяти глупцов», как никто другой видит и осуждает такой уклад жизни. Но что может сделать один человек? Как он может противостоять большинству? Как он может доказать свою правоту и ошибочность их взглядов, когда любая новая мысль встречается в штыки и человек получает клеймо безумца?
Свое время дворяне проводят в Английском клубе, играя в вист. Русский язык постепенно заменяется французским. Меняется мода, обычаи… И Чацкий с горечью восклицает: Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев.
Но герой не был услышан. Необходимо отметить такую черту, характерную для московского дворянства, как услужливость, преклонение перед богатыми и знатными, что хорошо видно на примере Алексея Степановича Молчалива. Фамилия данного персонажа, как и многих других, говорит сама за себя.
Молчалив! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… Таким поведением и стремлением всем угодить Молчалин прокладывает себе путь к «повышению в чин». Его покорность и бессловесность удивляет. Но он настолько вошел в свою роль, что с серьезным видом может заявлять: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Чацкий смеется над Молчаливым, но он не единственный предмет его насмешек и обличительных речей. Вся фамусовская Москва стала объектом его страстных обличительных монологов. Но герой не может один противостоять всему обществу и поэтому уезжает, увозя с собой «свой мильон терзаний».