Среди активистов, которые описываются в романе Шолохова «Поднятая целина», особое место занимает Семен Давыдов. Судьба этого героя отнюдь нелегка. Давыдов — рабочий из Ленинграда, бывший матрос. В начале 1930-х годов он оказывается в хуторе Гремячий Лог, где участвует в проведении коллективизации. В последующие годы этот герой становится организатором колхоза, а позже и его председателем.
Этот человек верит в правое дело большевиков, и его искренность проявляется уже на первом же собрании в Гремячем Логу. Речь Давыдова во время его выступления отличается простотой, но все же он очень убедителен. Поэтому он «заражает» слушающих его крестьян верой в «светлое будущее».
Давыдов — стойкий, целеустремленный и волевой человек. Достаточно вспомнить тот эпизод, когда весенняя пахота в Гремячем Логу проходила очень медленно и была даже на грани срыва, Давыдов решает показать людям на своем примере, как следует работать: «Умру на пашне, а сделаю, — думал Давыдов. — Ночью при фонаре буду пахать, а вспашу десятину с четвертью, иначе нельзя, позор всему рабочему классу». Благодаря своей терпеливости, искренности и вере в лучшее будущее Семен Давыдов в скором времени завоевывает доверие колхозников.
Весьма реалистично изображен Шолоховым и Андрей Разметнов. Еще с юношеских лет этот герой почувствовал горечь нищеты и унижения. Поэтому всю свою жизнь он посвятил борьбе за советскую власть. Еще во времена гражданской войны Андрей Разметнов защищал красных, затем работал в продотрядах и только потом стал председателем сельсовета в Гремячем Логу.
Это волевой, духовно сильный человек, являющийся примером для колхозников. Однако, в отличие от других активистов, Андрей Разметнов обладает мягким характером. Очень часто он переживает за тех, кого раскулачивают в Гремячем Логу. Совсем иной характер у Макара Нагульнова. Он отличается резкостью, стремительностью и каким-то фанатичным отношением к новой власти.
Этот герой не принимает тех людей, которые не стремятся в новую действительность. Макар Нагульнов не представляет свою жизнь без партии. Вспомним хотя бы тот эпизод, когда этого человека исключают из партии на бюро райкома. Для Нагульнова это событие стало настоящим потрясением. Макар говорит: «Куда же я без партии?
И зачем? Нет, партбилет я не отдам! Я всю жизнь вложил… Всю жизнь… Ничего не остается…
Мне жизнь теперь без надобности, исключите и из нее». Подавленное состояние героя, по моему мнению, еще раз доказывает искренность, исключительное доверие и уверенность героя во власти большевиков. Если Андрей Разметнов отличается мягкостью характера, то Макар Нагульнов, по моему мнению, является его полной противоположностью. Разметнов еще в годы гражданской войны отказывается от мести Девяткину, надругавшемуся над его женой. Его искренность граничит с доверчивостью.
Очень часто этот герой готов верить людям, зная их истинную натуру и подсознательно понимая, что его доверие будет обмануто. Для Нагульнова все, что настроено против партии, является вражеским. Так, этот человек не может понять Разметнова, который жалеет детей раскулаченных родителей: «Гад! — выдохнул звенящим шепотом, стиснув кулаки. — Как служишь революции? Жале-е-ешь? Да я… тысячи становил зараз дедов, детишков, баб…
Я их из пулемета… Всех порешу! — вдруг дико закричал Нагульнов, и в огромных, расширенных зрачках его плеснулось бешенство». Тем не менее, стоит отметить обаяние этого человека, искренне и непоколебимо верящего в свое дело и в прекрасное будущее, где не будет бедных и богатых. Думаю, что Семен Давыдов стоит в некотором смысле особняком по отношению к Андрею Разметнову и Макару Нагульнову.
Этот герой в какой-то степени идеализирован, в нем очень сложно найти отрицательные черты характера. Давыдов во всем является примером как для простых крестьян, так и для активистов. Он искренне верит в прекрасное будущее. Этот герой думает о новом поколении людей, более счастливом: «Хорошую жизнь им построим, факт!.. Счастливые будут Федотки, факт!» Таким образом, активисты Гремячего Лога во многом очень разные, но всех их объединяет одно — вера, которой нет границ.
Образами гремяченских активистов писатель пробуждает в нас горячую веру в человека, во внутреннюю силу, благородство их помыслов. Роман завершается трагически: гибнут Давыдов и Нагульнов. Но на место умерших становятся их друзья и помощники, которые, конечно же, продолжат это великое и, подчас, слишком сложное дело. На мой взгляд, Шолохов не идеализирует активистов, а показывает их такими, какие они есть на самом деле.
А то, что эти герои мало похожи на обычных людей, объясняется, может быть, особенностями времени.