Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости»

Стихотворение К. Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» , который наряду с другими книгами упрочил авторитет К. Д. Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: «В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры». Данное стихотворение состоит из двух четверостиший.

В зависимости от окончания — мужская рифма, по расположению строках — смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора — во втором четверостишии используется местоимение «я»-«я ведь только», «я ведь только», «я зову». В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово «мимолетность», а во втором четверостишии во второй и третьей строках — фраза: «я ведь только облачко». В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза — умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии.

Также используются метафоры: «облачко, полное огня» и эпитеты: «изменчивый радужной игры». Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость. «Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, — писал Бальмонт, — всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения». Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален. Стихотворение «Я не знаю мудрости» не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные.

Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю — творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу «Я зову мечтателей».