Лирический герой в ранней лирике В. В. Маяковского

В. В. Маяковский в молодости принадлежал к поэтам-футуристам, потом был связан с литературным движением «ЛЕФ». Но, несмотря на то, что это, в принципе, обусловило некоторые особенности его творчества и образ лирического героя, творчество Маяковского невозможно свести к теории и практике различных школ и течений. Как всякий «большой» поэт, он оказался выше школ.

Несмотря на политический пафос по отношению к традициям 19 века, у Маяковского можно легко найти многообразные переклички с важнейшими ключевыми темами литературы Золотого века. Пафос ранней лирики Маяковского — конфликт поэта и толпы , опоэтизированное «безумие» , ирония по отношению к собственному вкусу , тема трагической неразделенной любви , своеобразный эгоцентризм и богоборчество лирического героя . Все это отсылает читателя к традициям «байронического» романтизма.

Лирический герой раннего Маяковского имеет две ипостаси: с одной стороны — оптимистически настроенный герой великой эпохи . С другой стороны — трагическая, страдающая личность . Принято считать, что в ранний период у поэта преобладают трагические мотивы.

Тем более, что сама жизнь Маяковского закончилась трагедией — он всегда предсказывал свое самоубийство. Основной конфликт лирического героя раннего Маяковского — противостояние «я» и мира. Можно привести лишь некоторые примеры символических мотивов, выражающих подобный конфликт. Это утрата человеческого языка , похороны смеха , распродажа своих душевных богатств «за одно только слово, ласковое, человечье» . Уже сейчас мы видим, что образ лирического героя практически сливается с образом поэта. «Я» в произведениях — это сам поэт, сам Маяковский.

Лирический герой — это, прежде всего, выразитель его взглядов на окружающие реалии, отражение его жизненных позиций. Особое место в ранней лирике занимает поэма «Облако в штанах». Поэма задумана как «четыре крика четырех частей». Герой отрицает все: «долой вашу любовь», «долой ваш строй», «долой ваше искусство», «долой вашу религию».

Можно сказать, что весь сюжет поэмы представляет собой развитие трагической метафоры. Поэт мечтает слиться с миром, это неоромантическая вселенская тоска по миру, глобальное одиночество. Это выражается с помощью характерного для Маяковского ассоциативного образного ряда.

С его помощью поэт пытается снять драматическое напряжение, преодолеть разрыв между собой и миром. Основная характеристика этого образного ряда — сравнение небесного, космического, вселенского с материально-телесным, животным: «Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо». Часто один и тот же сквозной мотив относится то к лирическому герою, то к миру. Иногда фраза строится так, что не сразу понятно, говорится о лирическом герое или о целом мире: Чтоб жить не в жертву дома дырам. Чтоб мог в родне отныне стать Отец, по крайней мере, миром, Землей, по крайней мере, мать. «Про это».

Часто используется олицетворение абстрактных предметов. Например, «уткнувшись дождю лицом в его лицо рябое», «как у каждого порядочного праздника» и так далее. Это как бы диалог с материей, попытка включить категории личного «я» в разговор о мире вещей или абстрактных понятий. Почему же лирический герой в ранней лирике Маяковского предстает перед читателем в философском контексте? Откуда это желание «стать всем миром», слиться с миром?

Дело в том, что В. В. Маяковский пытается найти свое место в мире. Поэтому и его лирический герой стремится не к выражению своей яркой индивидуальности, а к доказательству причастности к общему мирозданию. Герою необходимо доказать, что он — часть целого. Отсюда и это неприятие общества, существующего порядка.

Маяковский в лице лирического героя стремится к единению с вселенной. Он хочет найти точку равновесия и обрести душевную гармонию.