Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Грибоедов, создав одно законченное драматургическое произведение, по справедливости занял достойное место в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и Достоевским. Он реалистически показал жизнь и взгляды дворянского общества первой четверти XIX века и противопоставил их суждениям и взглядам представителей нового, прогрессивного поколения в лице Александра Андреевича Чацкого. Грибоедов в своей комедии показывает поединок между старым, закоснелым фамусовским обществом — «веком минувшим»- и «веком нынешним» — новым обществом, представленным в лице Чацкого, которое должно заменить старое. Фамусов — управляющий в казенном месте, к своей службе относится формально: служит только для того, чтобы «чины добыть», а «достигнув степеней известных «, он вообще перестает заниматься службой и подписывает бумаги, даже не читая их: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Неделя этого человека заполнена разными приглашениями на «обеды, ужины и танцы», походами на похороны, крестины.

Фамусов очень ценит в людях такие качества, как богатство и чин, и поэтому подыскивает подходящего жениха для своей дочери: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених. Таким образом, человек в фамусовском обществе ценится не за личные заслуги, не по уму и образованности, а по количеству крепостных душ, которыми владеет, и тому богатству, которое он наживает за счет труда крепостных. Фамусов с гордостью вспоминает своего дядю Максима Петровича, который был «вельможей в случае», он «не то на серебре, на золоте едал», «сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом, век при дворе», но когда же надо было «подслужиться, и он сгибался вперегиб». Павел Афанасьевич восторгается тем, как этот человек превратил во благо себе даже неловкость, которая случилась с ним на приеме у Екатерины.

Люди, съехавшиеся на танцевальный вечер в дом к Фамусову, являются представителями старого поколения, приверженцами «века минувшего», его устоев и правил. Здесь же раскрываются все принципы и законы жизни, по которым существует дворянская Москва. Выразителем же идей нового поколения является Александр Андреевич Чацкий, молодой человек, только что вернувшийся в Москву после нескольких лет отсутствия.

Приехав и посмотрев на то, что творится в Москве и в доме Фамусова, он удивляется тому, что ничего не изменилось в их жизни. Герой начинает обличать эту непонятную ему жизнь с ее принципами, взглядами и идеалами. В своих обличительных речах он касается всего: и крепостного права, и низкопоклонства, и преклонения «перед мнениями чужими», и слепого подражания всему иностранному, и отрицательного отношения к образованию, к свободе мыслей и мнений. Все, что он говорит, чуждо и непонятно представителям «века минувшего».

Речи героя возмущают Фамусова и его окружение. Взять хотя бы его взгляды на службу: Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… Или же: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Такие высказывания Чацкого вызывают у Фамусова недоумение и негодование, и он от лица всего дворянства Москвы выносит приговор: Ах! Боже мой! Он карбонари! Чацкий бичует, по его мнению, самый страшный порок в России — крепостничество. Он с презрением говорит о людях, которые за долги продают свой крепостной балет, или о тех, которые выменивают своих преданных слуг на «борзые три собаки».

Возмущает героя и слепое подражание и преклонение перед всем иностранным, о чем свидетельствует его монолог в третьем действии о французике из Бордо. Чацкий считает, что общество должно возродиться путем воспитания в людях высоких, гуманных идей, гражданских идеалов, интереса к искусству и образованию. Фамусовское общество возмущено такими речами героя, они их пугают, поэтому они желают поскорее избавиться от Чацкого, фактически изгоняют его из Москвы.

Герой уезжает, отказавшись от попыток что-либо изменить в этом обществе, но он одерживает моральную победу. Грибоедов вселяет в читателя надежду, что Чацкий не одинок и победа будет за «веком нынешним».