Первые его пьесы, написанные в национально-романтическом духе. Главной темой была борьба Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого. Там действовали героические личности, изображались сильные страсти и необыкновенные коллизии. («Кабилина», «Иванова ночь», «Борьба за престол», «Фру Ингер из Естрота» и др.). И со временем Ибсен отходит от давних героических сказов и далекого прошлого Норвегии, он обращается в большинстве своих пьес к современности, ее проблемам, ее характерам. Так появляются драмы «Бранд», «Пер Гюнт», «Союз молодежи», «Кукольный дом», «Призраки», «Враг народа» и др. Некоторые из этих произведений («Бранд» и «Пер Гюнт») еще не являются реалистическими, они будто завершают романтический период творчества Ибсена и передуют новому — реалистическому. В них поднимается вопрос о призвании человека, о ее назначении на земле, об ответственности перед людьми. В «Бранде» мы видим романтически необыкновенную фигуру главного героя, колоритные второстепенные образа, пасмурные пейзажи; «Пер Гюнт» тесно связанный с народным творчеством, с миром сказки; обе пьесы насыщены символикой. Все это и роднит их с романтизмом.
Тем не менее, уже здесь дается ряд реалистических сцен и обобщений, сатирически изображается чиновничество, духовенство, господствующие классы. Это сближает эти пьесы с реализмом. Именно эти два произведений сделали имени Ибсена общеизвестными.
Наибольшей популярностью среди реалистических пьес пользовалась и пользуется по сегодня социально-психологическая драма «Кукольный дом» («Нора»). Как известно, характерной особенностью ибсенивских драм есть то, что они подают, будто последний этап жизненной драмы. Важнейшие событие вынесенные в прошлое, в предысторию пьесы. Все главные герои Ибсена сохраняют какую-то заветную тайну, и она постепенно приоткрывается зрителям («Столбы общества», «Росмерсхольм» и др.). Таким образом, вся пьеса превращается на картину расплаты за то, что было совершенно героем или героиней когда-то давно, будь это преступление или обычная ошибка.
Именно так строится «Кукольный дом». Семейная жизнь Гельмерив извне не омраченное ничем. Адвокат, кажется, обожествляет свою привлекательную, нежную, покорную жену Нору, беспокоится о ней, лишь слегка смеется над ней и изредка упрекает за чрезмерную трату денег. Тем не менее, очень быстро выясняется, что это «семейное счастье и благополучие» не что другое, как фальшь и лицемерие. Норе не разрешаеться иметь свои взгляды, мысли, вкусы, она должны подчиняться мужчине, который постоянно напоминает ей о своем высочестве.
Гельмер и не подозревает, что в их браке наибольшие испытания и заботы уже обжиги на судьбу жены. Чтобы спасти, мужчины, который заболел на туберкулез в первый же год их общей жизни, чтобы отвезти его на лечение к Италии, Нора тайно берет деньги у ростовщика. По закону того времени женщина не имела права взять деньги под вексель — за нее должен был поручиться мужчина. Нора поставила под векселем имени своего тяжелобольного отца. Учитывая закон, она подделала вексель.
Конечно, что на это преступление толкнуло Нору ее любви к мужчине. (Это событие вынесено в прошлое, и именно она есть «святой» тайной Норы).
И вот теперь ростовщик Крогстад терроризирует, грозится ей тюрьмой, требует места в банке, где директором становится ее муж. Нора ужасно боится, что ее тайна будет раскрыта, но вынуждена притворяться счастливой женой-«куколкой». Собственно, этот глубокий контраст между внешним поведением и настоящими переживаниями героини и лежит в основе пьесы.
Нора надеется па «чудо». Она думает, что ее сильный, влиятельный мужчина спасет ее, поддержит в беде. И адвокат Гельмер, получив письмо от шантажиста Крогстада, бросается на жену с обвинением. По его мнению, она преступница, Гельмер обещает ей запретить общение с детьми и страшное, преисполненное унижений жизни в его доме. Эгоист, Гельмер забывает о причине, которая толкнула Нору на этот поступок.
Произошло так, что Крогстад, под влиянием любимой женщины, уничтожает вексель Норы и отказывается от своих намерений. Гельмер счастливый, он снова называет свою жену «куколкой», «пташечкою». Тем не менее, Нора не имеет душевного покоя и перерывает поток нежности мужчины и предлагает сесть и спокойно выяснить, что же состоялось.
Вот здесь проявляется еще одна характерная особенность пьес Ибсена — наличие в них дискуссий, длинных споров, которые имеют идейный принципиальный характер. Герои самые обсуждают и объясняют то, что произошло (из пьесы-«дискуссии»).
Что же выясняется из спора Норы и ее мужа? Их брак некогда не был счастливым браком двух равных, любящих людей. Между ними была бездна, которая прикрывалась фальшью и лицемерием, Нора вместе с Ибсеном разбивает все доводы Гельмера на защиту подобной семьи. Нора идет от мужчины, бросая трех детей.
Подобный финал пьесы, конечно ж, вызвал жестокие нападки на Ибсена. Его героиню предъявляли обвинение в легкомысленности, его самого в стремлении свести клевету на такой важный в обществе акт, как брак и разрушить семью.
Были и те, кто считал финал пьесы неестественном, утверждали, что никакая мать не покинет своих детей. Ибсен даже вынужденный был написать другой конец драмы, но при первой же возможности отстоял предыдущий финал.
Итак, в пьесе «Кукольный дом» норвежский драматург с проникновенным психологизмом показывает духовный бунт женщины, ее протест против лживой морали общества (кстати, эта проблема еще раз была поднята Ибсеном в пьесе «Призраки»).
В поздних драмах автора («Дикая качка», «Росмерсхольм», «Женщина из моря», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес», «Маленький Ейольф» и др.) углубляет психологизм, приобретая иногда кое-что утонченного характера, и гуманизм, активное сочуствие людям. В то же время для этих пьес характерный некоторый отход от реализма: слабеет социальное звучание, пьесы приобретают камерный характер, изысканности. Очень часто это больные, надломленные люди. Любимой темой Ибсена становится — трагедия старости или угасание таланта. Объясняется тяга Ибсена к символике, и вдобавок его символы все чаще теряют реалистическое содержание и все больше становятся похожими на символы в символистской литературе — неисчерпаемые, не разгаданные до конца. Финалы пьес становятся слишком аллегорическими: гордые, одинокие герои, которые стремятся морального и творческого возрождения, гибнут на высоких вершинах, далеко от гурьбы. Тем не менее, даже при всем индивидуализме положительных героев Ибсена, это всегда высоконравственные личности, которые стремятся к добру. (Бранд, Стопман, Росмер, Фру Ажвинг и т. д.).