Органический сплав эмоционально-образного и логизированного начал, щедрое насыщение публицистики элементами художественной прозы — все это повергает к тому, что сам образ составляет архитектонику очерка, памфлета, статьи, выступления. Лирическая и драматическая интонации (порой ироническая, когда речь шла о гитлеровских вояках), определявшие настрой публицистики военных лет, сменяются едкой, бичующей, саркастической нотой.
В период «холодной войны» острое и гневное слово Шолохова-публициста хорошо было слышно на всех континентах планеты.
Вот почему и сегодня, в эпоху крылатых ракет и нейтронной бомбы, актуально предостережение великого гуманиста по адресу неких «американских остряков». Даже в произведении сатирической направленности Шолохов стремится к стилистической многоцветное, к сочетанию позитивного и негативного, героического и обличительного начал. В памфлете «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) писатель прославляет «могучие рабочие руки». Трудом этих рук создаются все ценности на земле, они святы и чисты. Совсем не таковы дела и помыслы тех, кто, наживаясь на войне, «делал доллары». Эта цепь антитез завершается созданием образа высокого позитивного плана.
«В прошлую напоминает Шолохов о Великой Отечественной, а далее писатель так определяет сущность русского национального характера советской эпохи.
Образность шолоховской публицистики усиливается обращением писателя к пословицам, поговоркам, использованием меткого и точного словца. Нередко краткие народные речения обретают вид развернутой метафоры, отшлифованная веками мудрость сверкает новыми гранями, делая перо публициста «разящим мечом».
Многочисленные очерки, статьи, выступления Шолохова посвящены созидательному труду родного народа. В запоминающихся образах, эмоционально-взволнованных зарисовках писатель запечатлевает думы и отчаяния тех, кто всегда был ему особенно близок: хлеборобов и рабочих, простых советских людей. «Счастье жить среди такого великолепного народа» (1969) — заглавие речи Шолохова на Третьем Всесоюзном съезде колхозников. Это не просто название одного из его выступлений. Слова эти аккумулируют основной пафос послевоенной публицистики Шолохова.