В чем трагедия Гамлета? Пьесой «Гамлет» в творчестве Шекспира приоткрывается новый период, отмеченный созданиям четырех больших трагедий: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и «Макбет» (1605). Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто «встревоженных» трагедий, в которых мы часто видим героя — жертву несправедливости, который протестует, горько осуждает порок и взывает о мести. В этих пьесах отобразилась пасмурная, тревожная атмосфера тех лет — с заговорами и смертными казнями, волнениями буржуазии и простого люда. По традиции, которая существовала в том времени в английской драматургии, Шекспир переносит действие своей пьесы в другую страну и другую эпоху — старинную Данию, хотя, как всегда, пишет о современной Англии, о ее проблемах. Шекспир в своем произведении отобразил общечеловеческую трагедию — вечный разлад между мечтой и реальностью и бессилие одного человека, даже такой неординарной, как Гамлет, преодолеть это разногласие. «Век расшатался — и скверней всего, что я рожден восстановить его», — такая сверхчеловеческая задача стоит перед героем Шекспира.
Но сначала он должны восстановить справедливость и законность в своем родовом замке, где произошло подлое убийство его отца и, вопреки закону и морали, убийцу посев место короля, а иметь Гамлета стала женой убийцы своего мужа. «Помстись за мерзостное убийство», — взывает к Гамлету Призрак убитого отца. У Гамлета нет доказательств вины Клавдия, он не может быть откровенным ни с матерью, ни с единым другом, ему ни с кем посоветоваться, ниоткуда ждать помощи, когда всюду вранье, измена, лесть и беззаконие.
Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете! Все мерзость! в отчаянии выкрикивает принц Датский.
Гамлет видит три пути перед собой: смириться, «чтоб охать и потеть под нужной жизнью», умереть и таким образом решить для себя все проблемы или же бороться со всем светом.
Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом — покорят Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? Умереть, уснуть — И только: и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу естественных мучений…
Проблема выбора удручает Гамлета, обрекает его на мучительную бездеятельность.
Так трусами нас делает раздумье, И так решимости естественный цвет Хиреет под налетом мысли бледной…
Гамлет не трус. Единое, чего он боится — возможной ошибки, которая породит новое зло, продолжит цепь несправедливости и своеволие. Лишь убедившись в вине Клавдия, он решает помотаться и начинает неравный поединок с королем и его помощниками. Как и принадлежит трагедии, пьеса заканчивается гибелью главного героя. И целый ряд «смертей, в нужде подстроеннмх лукавством», «случайных наказаний, неожиданных убийств» заполняют последние акты пьесы. Тем не менее, остается верный Гамлету Гораций, которого умирающий принц просит: «Поведай правду обо мне неутоленном». В Данию входит с барабанным боем и флагами законный наследник престола Фортинбрас. Сила Гамлета не в том, что ценой кровавых жертв и собственной жизни разрешил мучительный вопрос, а в том, что он поставил вопрос о несправедливости окружающего мира и, как мог и умел, разоблачал этот мир.
Гамлет в Дании уважал толпу и простой люд. В шекспировских времена «Гамлета» играли не только на сценах профессиональных театров; эту пьесу выполняли студенты университетов, моряки на палубе корабля. А за наших дней Гамлет дорогой всем честным людям, которые, как и раньше, не хотят мириться со злом и бесчестием в нашем несовершенном миру.