Значение романа «Что делать?» для мировой литературы

Твердое и спокойное поведений Чернышевского в течение двухлетнего поединка с царской юстицией нанесло сильный удар по престижу правительства. Еще больший удар нанес он властям своей литературной деятельностью — романом «Что делать?», написанным в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года и опубликованным в мартовском, апрельском и майском номерах «Современника» за 1863 год. То, что этот роман, пройдя двойную царскую цензуру, увидел свет, можно считать случайностью: видимо, жандармы не нашли в нем ничего, относящегося к делу, по которому Чернышевский был арестован, а обычная гражданская цензура не очень внимательно читала рукопись, разрешенную к печати жандармским управлением. Некрасов поспешил воспользоваться недосмотром властей, и, когда на роман был наложен запрет, он уже разошелся по стране в тысячах экземпляров. Роман «Что делать?» — самый яркий во всей истории мировой литературы пример служения искусства общественным задачам.

В нем не только дан глубокий анализ современного автору общества, но и поставлены задачи формирования новых общественных отношений. Если в описании современной ему. действительности Чернышевский опирался на опыт Гоголя, то, рисуя пути и цели преобразования жизни и показывая светлое будущее человечества, он выступил как подлинный новатор, как предшественник литературы социалистического реализма. Своим романом Чернышевский ответил на главный вопрос эпохи: что нужнр делать, чтобы приблизить прекрасное будущее. Нужно готовиться к революции, отвечал писатель, нужно действовать: вырабатывать новую мораль и новые взаимоотношения между людьми, собирать и воспитывать силы, которые построят новое общество.

Писатель освещает основные проблемы общественной и нравственной жизни России, волновавшие молодое поколение 60-х годов. Он показывает бесчеловечность существующего «допотопного» образа жизни, построенного на власти денег; рисует портреты «новых людей» — представителей передовой демократической интеллигенции; излагает основы новой морали, построенной на уважении между людьми; указывает пути социалистического переустройства общества; изображает профессиональных революционеров, которые возглавляют борьбу за это переустройство.

Роман «Что делать?» своеобразен не только по содержанию, но и по художественным особенностям. Он служил важной общественно-политической цели, и, чтобы успешнее достичь ее, автор использовал самые разнообразные художественные приемы: довольно сложную сюжетную линию, драматизм действия, глубокие психологические характеристики. В диалогах, письмах, внутренних монологах и снах подробно излагаются мысли героев и мотивы их поведения; зачастую они сопровождаются авторскими комментариями. Авторская речь отличается живой непосредственностью, юмором, иногда острой иронией, многозначительными намеками. Само построение романа также подчинено его идее. Действующие лица и события размещены как бы по четырем ярусам: «пошлые люди», «новые люди», «особенные люди» и сны. «Пошлые люди» — та гнусная действительность, которую нужно изменить; «новые» — пример, которому должны следовать все, чтобы изменилась жизнь; «особенные люди» — профессиональные революционеры, борцы и руководители «новых людей»; наконец, в снах Веры Павловны раскрываются перспективы и цели революционной борьбы.

Действие романа начинается с описания мира «пошлых людей». Это требовалось не только развитием сюжета, но и необходимостью создать фон, на котором ярче проявятся особенности «новых людей». Героиня романа — Вера Павловна Розальская — выросла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович,- мелкий чиновник и управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принадлежит матери Веры Павловны — Марье Алексеевне, грубой, жадной и пошлой женщине. Она бьет прислугу, не брезгует нечестными доходами, стремится как можно выгоднее сбыть замуж дочь. В минуту откровенности подвыпившая Марья Алексеевна говорит дочери: «…Только нечестным да злым и хорошо жить на свете… У вас в книгах написано: старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать. А это правда, Верочка. Значит, когда нового-то порядка нет, по старому и живи: обирай да обманывай…» Бесчеловечность этого старого порядка, калечившего людей, — вот основная мысль рассказов о «пошлых людях». Во втором сне Веры Павловны Марья Алексеевна скажет ей: «Ты ученая — на мои воровские деньги учена. Ты об добром думаешь, а как бы я не злая была, так бы ты и не знала, что такое добром называется». С неумолимостью художника-реалиста Чернышевский высказывает жестокую правду: «новые люди» произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости и ценой громадных усилий должны разрывать опутывающие их связи со старым миром. И хотя Чернышевский утверждает, что это может сделать каждый, в действительности он имеет в виду передовую молодежь, обладающую громадной душевной силой. Большинство людей оставались еще на уровне взглядов Марьи Алексеевны, и Чернышевский не рассчитывал на их быстрое перевоспитание Но, объясняя закономерность существования нечестных и злых людей в социальных условиях того времени, Чернышевский вовсе не оправдывает их. Он видит в Марье Алексеевне не только жертву обстоятельств, но и живую носительницу зла, от которого страдают другие люди И писатель беспощадно разоблачает хитрость, алчность, жестокость и духовную ограниченность Марьи Алексеевны.

С еще большим сарказмом говорит он об аристократах, паразитический образ жизни которых определяется их социальным и имущественным положением и совершенно не зависит от их личных качеств. Таковы семейство Сторешниковых, Серж и другие представители высшего общества. Анна Петровна Сторешникова и ее сын не обладают ни умом, ни характером, но они имеют деньги и поэтому смотрят свысока на других людей. Михаил Сторешников — совершенное ничтожество по сравнению с Верой Павловной — думает, что за деньги он может купить ее любовь, а его мать падает в обморок от одной мысли, что «сын хорошей фамилии» может жениться «бог знает на ком».

Среди действующих лиц романа отсутствуют те, кто стоит на страже старого мира, защищая существующий порядок 1. Но Чернышевский не мог пройти мимо этих охранителей и вывел их в лице «проницательного читателя», с которым он полемизирует в своих авторских отступлениях. В диалогах с «проницательным читателем» автор подвергает уничтожающей критике взгляды воинствующих обывателей, составляющих, как отмечает он, большинство литераторов. «Новые люди», говорит автор, обращаясь к «проницательному читателю», «хлопочут и придумывают всякие штуки не менее усердно, чем ты для своих целей, только цели-то у вас различные, потому и штуки придумываются не одинаковые тобою и ими: ты придумываешь дрянные, вредные для других, а они придумывают честные, полезные для других». Именно такие «проницательные господа» помогли царю расправиться и с самим Чернышевским.