Муж Простаковой, отец Митрофана, — робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни своих желаний, ни своих мнений. «При твоих глазах», говорит он жене, «мои ничего не видят». Скотинин, брат Простаковой, — комическое лицо.
Он изображен немного карикатурно со своей преувеличенной страстью к свиньям, которую он сам простодушно объясняет так: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Он получил то же воспитание, что и сестра его, и так же груб, как и она: со свиньями обращается «не в пример лучше, нежели с людьми»; но во всей его фигуре есть какое-то комическое добродушие, происходящее, впрочем, от необычайной глупости. Его имя, так же, как имена других действующих лиц, подобраны автором в соответствии со свойствами их характеров или занятий.
Несколькими штрихами, но очень живо изображены учителя Митрофана, отставной сержант Цыфиркин и семинарист Кутейкин. Цыфиркин обучает Митрофана арифметике, на что намекает его имя; это — честный старый солдат.
Кутейкин рассказывает, что ушел из семинарии, не окончив курса: «убояся бездны премудрости». Он — совершенно невежественный человек; единственное, что осталось у него от пребывания в семинарии, это — манера употреблять часто церковнославянские выражения; притом же, Кутейкин-алчный и корыстолюбивый, «ненасытная душа», как его характеризует Проста-кова.
Имя учителя-немца — Вральман — очень удачно составлено из русского слова «враль» и немецкого «манн» (мужчина). В лице Вральмана Фонвизин показывает,- какого рода учителя-иностранцы в те времена обучали дворянских детей «всем наукам». Вральман долгое время был кучером: потеряв место, он сделался учителем, только для того, чтобы не умереть с голоду. В доме Простаковых ему, в качестве иностранца, оказывают особый почет и предпочтение перед другими учителями. Он получает жалованья триста рублей в год, тогда как честный Цыфиркин должен получать всего десять.
Простакова перечисляет все блага, которые Вральман получает у них в доме: «сажаем за стол с собою; белье его наши бабы моют; куда надобно — лошадь; за столом — стакан вина; на ночь — сальная свеча». Простакова довольна немцем: «он ребенка не неволит». Хитрый Вральман нашел прекрасный способ угождать госпоже, скрывая в то же время свое невежество: он не только сам ничему не учит Митрофанушку, но и другим учителям мешает заниматься с ним, потакая лени Митрофана, всячески восхваляя его перед обожающей мат^рью. В лице Еремеевны, «мамы» Митрофана, Фонвизин впервые изобразил тип бесконечно преданного, самоотверженного крепостного слуги, который в русской литературе отразился в нескольких образах, мужских и женских.
Савельич, в «Капитанской дочке», Евсеич, в «Детстве Багрова внука» Аксакова, Наталья СавиЩна — в «Детстве и отрочестве» Л. Толстого. В жизни тип этот всем известен в лице Пушкинской няни, Арины Родионовны. Да у скольких из нас с именем «няни» связано дорогое, любимое лицо… Удивительно, что самый тип этот встречается только в русской литературе, в русском народе!
Но Еремеевна — единственная из этой серии однородных типов, — совершенно несчастное, никем не оцененное существо: недаром она служит в доме Простаковых! За свою верную сорокалетнюю службу и любовь она получает только оскорбления, брань и побои. «Я не усердна Вам, матушка? » в слезах говорит она Простаковой, «уж, как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо, что…
Живот не жалеешь… а все -. неугодно». Цыфиркин и Кутейкин спрашивают ее, сколько она получает за свою службу? — «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день», грустно отвечает Еремеевна. Даже ее питомец, Митрофанушка, грубит ей и оскорбляет ее.
Положительные лица комедии удались Фонвизину гораздо хуже: Правдин, Милон и Софья относятся к типу резонеров; все они говорят общим добродетельным языком и не отличаются никакими характерными чертами. Известно, что авторы ложно-классических пьес пользовались резонерами для того, чтобы высказывать собственные мысли и мнения. В «Недоросле» Фонвизин говорит, главным образом, устами Староду-ма, который, видимо, особенно ему симпатичен. Стародум выделяется среди других резонеров более простым и естественным языком; актер, исполняющий его роль, может с успехом изобразить живое лицо. Называя дядюшку Софьи Староду-мом, Фонвизин хотел показать, что образ его мыслей относится не к современной ему екатерининской эпохе, а к старому петровскому веку. На самом деле, хотя Стародум и не одобряет многого в современном ему обществе, но отчасти сходится во взглядах и мнениях с самой Екатериной и с некоторыми современными философами.
«Честный человек», говорит Стародум», «должен быть совершенно честный человек», т. е.
, — должен обладать зараз всеми достоинствами. Замечательно его понимание значения и смысла дворянства. Обычно слово «дворянин» понимается в смысле — человек благородного происхождения. Стародум считает, что настоящий дворянин — тот, у кого мысли и поступки благородны, — «дворянин, недостойный быть дворянином, — подлее его ничего на свете не знаю!
» восклицает он. Обязанность дворянина, прежде всего — служить, не для того, чтобы получать чины и награды, а потому, что «бесчестье — не делать ничего, когда есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Это — понятие, внушенное дворянам Петром Великим. Стародум, конечно, не одобрял «Указа о вольности дворянства» Петра Ш-го, тем более, что видел пример таких дворян, как Скотинин и Проста-кова, понимавших дворянскую вольность, как право безнаказанно предаваться произволу и жестоко обращаться со своими крестьянами. Фонвизин, устами Стародума, высказывает свои взгляды на обязанности царя, на вред придворной лести и вообще на придворную жизнь; говорит о семейной жизни, о супружеских отношениях и о воспитании детей; в этом последнем вопросе заметно влияние Руссо, взгляды императрицы Екатерины. Стародум ставит воспитание сердца, «добронравие», выше ума, умственного развития. В комедии «Недоросль» Фонвизин вполне подчиняется правилам ложно-классической теории, — соблюдает единство времени, места и действия, выводит резонеров, оттеняющих своей добродетелью злонравие других действующих лиц; — но в то же время в «Недоросле» впервые мы встречаемся с реализмом, автор художественно изображает настоящую реальную жизнь; действующие лица говорят простым разговорным языком; некоторые выражения, как, например: «мастерица указы толковать», — «не хочу учиться, хочу жениться», сделались поговорками.
Несколько лет после того, как была написана комедия «Недоросль», Фонвизин хотел издать журнал под названием «Стародум, или друг честных людей». В статьях, написанных для этого журнала, Фонвизин обличает те же общественные недостатки, которые изображаются в его комедиях. Тон его сатиры становится все более резким и беспощадным. Это не понравилось императрице Екатерине, которая считала, что сатира должна быть «в улыбательном роде». Кроме того, в некоторых статьях автор прямо осмеивает двор Екатерины и критикует некоторые взгляды и мнения самой императрицы. Все это повело к тому, что Екатерина запретила издание журнала.