А. И. Писарев в полемике о комедии «Горе от ума»
Во втором номере нового журнала «Московский телеграф» за 1825 год Н. А. Полевой, издатель и редактор журнала, откликнулся на выход альманаха «Русская Талия» . В альманахе, изданном Ф. В. Булгариным, были напечатаны среди прочего 7-10 сцены первого действия и все третье действие «Горя от ума».
Н. А. Полевой писал: «Первою статьею должно почесть отрывок из комедии «Горе от ума», соч. А. С. Грибоедова. Еще ни в одной русской комедии не находили мы таких острых, новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в комедии «Горе от ума». Загорецкий, Наталья Дмитриевна, Князь Тугоухов , Хлестова, Скалозуб списаны мастерскою кистью. Смеем надеяться, что читавшие и читавшия отрывок позволят нам от лица всех просить г-на Грибоедова издать всю комедию: до того не можем сказать ни слова о завязке, развязке и роде комедии.
Беспристрастно судя, надобно бы пожелать больше гармонии и чистоты в стихах г-на Грибоедова. Выражения: Глазом мигом не прищуря — кто ж радуется эдак — черномазенький — Дом зеленью раскрашен — нету дела — слыли за дураков — опротивит — к прикмахеру и т. п. дерут уши» ; как считал Н. К. Пиксанов (Творческая история «Горя от ума». М., 1971.
С. 385), замечание о «гармонии и чистоте» стихов принадлежит П. А. Вяземскому.
Заметка Н. А. Полевого вызвала статью М. А. Дмитриева «Замечания на суждения «Телеграфа»», где грибоедовская комедия была оценена резко отрицательно. Заметим кстати, что отсутствие отрицательных откликов современников в сборниках «Имярек в русской критике» не только искажает историко-литературные факты, но и не дает учителю возможности наглядно показать ученикам, как то, что мы, сегодняшние читатели и ценители классических текстов, считаем новаторским и наиболее ценным, вызывало у тогдашних читателей и критиков отторжение, насмешку, неприятие.
Статья Дмитриева вызвала полемические выступления О. М. Сомова и В. Ф. Одоевского . На них в том же журнале «Вестник Европы» , где печатался Дмитриев, отвечал уже А. И. Писарев.
Александр Иванович Писарев , дядя будущего разрушителя эстетики, в 1821 году с отличием окончил Московский университетский благородный пансион; всеми соучениками он воспринимался как многообещающий талант, о его влиянии на С. П. Шевырева говорил спустя тридцать пять лет сам Шевырев. Среди его близких товарищей по пансиону следует отметить В. Ф. Одоевского . Печатается в основном в ВЕ, издаваемом М. Т. Каченовским, — публикует не только стихи и прозу, но и перевод отрывков из «Федры» Расина.
В начале 1820-х годов Писарев вошел в московский литературно-театральный кружок , вместе с С. Т. Аксаковым, Ф. Ф. Кокошкиным, М. А. Дмитриевым и М. Н. Загоскиным; написал более двадцати водевилей — в основном переделки французских пьес, комедию «Лукавин» . С. Т. Аксаков писал в «Литературных и театральных воспоминаниях» : «Писарев, будучи от природы очень слабого сложенья, имел расположение к раздражительности сначала блистательные успехи, и особенно на сцене, вскружили ему голову Писарев, умея наносить жестокие язвы своим противникам, не умел равнодушно сносить никакой царапинки. Раздражительность, желчность ослепляли его, и в число его литературных врагов попали такие люди, которые заслуживали полного уважения по своим талантам» .
Писарев — автор многих эпиграмм, в частности на П. А. Вяземского, Н. А. Полевого и Грибоедова — например, такой :
В комедии своей, умершей до рожденья, Воспел он горе тех, кто чересчур умен, А сам доказывает он От глупости мученье.
Но не только партийная солидарность и раздражительность побудили Писарева включиться в полемику — в статье Дмитриева против Полевого упоминается наш автор: Полевой, обозревая русскую литературу 1824 года, писал, что пьеса Писарева «Поездка в Кронштадт» была поддержана на Московском театре талантом Щепкина. Дмитриев отвечал: «Признаю отличный талант сего артиста, но прибавлю, что сама пьеса написана хорошими стихами и имеет собственное достоинство. Дурной пьесы не поддержит талант актера! Зачем не отдать справедливости автору, если б это кому-нибудь и не понравилось?
И почему не сказать ни слова о новой его комедии «Наследница»! Из всех молодых московских стихотворцев г-н Писарев есть без сомнения первый как по силе и красоте стихов своих, так и по тому, что почти один он постоянно занимается поэзией драматической, требующей несравненно высшей степени дарования, нежели прошлогодние эпиграммы, годные только для приятельского журнала!» И далее, сравнивая водевиль «Кто брат, кто сестра» с комедиями Писарева , Дмитриев утверждает, что первый уже забыт, а «остроумные куплеты» писаревской пьесы «публика заставляла повторять в продолжение шести представлений!» ( ВЕ.
1825. № 6. С. 119-120).
На закате жизни в откровенных мемуарах, не предназначенных для публикации, Дмитриев так писал о Писареве: «Писарев был от природы зол и завистлив. Он ненавидел Грибоедова и князя Вяземского: первого за то, что превозносили его рукописную комедию «Горе от ума»; а второго за то, что превозносили его остроумие, а он никому не хотел уступать в этой способности ума Пушкина он терпеть не мог и не хвалил ни одного из его произведений, ни одного стиха не находил хорошим, с той задней мыслию, что он мешает его славе! как его прославляли приятели и как часто имя его гремело на театре: кажется, как бы после этого быть забытым? А теперь, по прошествии тридцати пяти лет, да и давно уже, никто об нем не помнит!» ( Дмитриев М. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.
С. 207).
Мы перепечатываем обе статьи Писарева, последовательно возражавшего О. М. Сомову и В. Ф. Одоевскому, из ВЕ — соответственно, из № 10 и № 23/24 за 1825 год — по современной орфографии и пунктуации с сохранением лишь некоторых особенностей авторского письма. Благодарю В. А. Мильчину за помощь в комментировании предлагаемых статей.
А. И. Писарев в полемике о комедии «Горе от ума»