• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Тургеневская концепция природы

 

Тургеневская концепция природы

Тургенев формулирует свой закон природы: «Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанностьощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе — вот самая ее основа, ее неизменный закон, вот на чем она стоит и держится. Все, что выходит из-под этого уровня — кверху ли, книзу ли, все равно, — выбрасывается ею вон, как негодное.».

Но этот закон мрачен: в нем остается страшная для человека загадка, которую он не может понять. Трагизм жизни будет осознаваться до тех пор, пока человек не приблизится к природе, не сумеет хотя бы приподнять завесу над ее тайнами. А это и означает необходимость выхода за пределы своего Я. Его пессимизм противостоит гетеанскому оптимизму прежде всего как реальный взгляд на мир — романтизму, в себе завершенному и удовлетворенному. Если для Гете все противоречия решались в чисто человеческой сфере, если для других романтиков центральной проблемой оказалось отпадение человеческого я от всеобщего целого, то Тургенев приходит к идее детерминированности, жестокой и неизбежной, человеческого существования.

Эта детерминированность имеет всеприродный характер, и человек, как часть всеобщей жизни, не имеет возможности выйти из-под власти законов природы. В этом его трагизм, проявляющийся как в частной жизни, так и в жизни исторической.

Такова была тургеневская концепция природы. Это было глубокое философское убеждение писателя, во многом определившее содержание его творчества. Наиболее прямо оно сказалось в «Призраках» и «Довольно» — программных произведениях писателя с этой точки зрения. Тургеневский философский пессимизм, как он отразился в этих повестях, содержал в своей основе мысль о враждебности человеку общих законов бытия и о невозможности для мыслящей личности проникнуть в тайны «всеобщего». С этим и связывает писатель трагическую сторону человеческого существования.

И такой взгляд несводим к каким-либо конкретным философским системам, а поэтому мы можем утверждать, что в «Призраках» И. С. Тургенев выступил в роли писателя-философа, а жанр произведения может быть определен и как философский очерк, где автор рассматривает три момента: природа — история — современность; прекрасное — ужасное; человек — общество.

Итак, мы рассмотрели повесть «Призраки» и нашли в ней наличие жанровых начал сказки, «фантазии», путешествия, очерка в его разновидностях , автобиографии, элегии, эстетического манифеста.

Такие произведения, т. е. совмещающие в себе несколько жанров, по мнению Р. Р. Москвиной , относятся к «первичным формам словесности, как «смешанные», «нетрадиционные» жанры: воспоминания, письма, эссе, очерк и пр. Они нетрадиционны не в том смысле, что возникают позже, предположим, новеллы или романа, нет, они всегда существовали рядом с ними, и у этих жанров есть своя традиция, — а потому, что они находятся как бы в «промежутке» между литературой и другими формами словесности: философией, публицистикой или, наконец, «непосредственной», живой психологической прозой».

Все это интересует писателя в начале 60-х годов, когда он работал не только над «Призраками», но и над «Довольно». Поэтому эти черты присущи и последнему произведению, ведь не случайно в литературоведении «Призраки» и «Довольно» принято рассматривать вместе. Что же представляют собой «смешанные» жанры?

Как показывает в своем интересном исследовании Л. Гинзбург, эта литература живет «открытой соотнесенностью и борьбой двух начал». Первое начало — это, по мнению автора, присутствие в повествовании жизненного опыта личности, причем, что особенно важно, опыта самого автора мемуаров, писем, эссе и пр. произведений этого жанра.

Разумеется, мы найдем здесь и беспристрастную, безличную информацию, но все же в целом именно эта соотнесенность фактов, событий к лично пережитому автором является для него важным принципом отбора, организации, интерпретации жизненного материала. Второе «начало» — это «некоторая эстетическая организованность материала»: произведение является художественной структурой. Что же касается зрелых структур словесности, то значение личностного начала здесь снижается по сравнению со «смешанными» жанрами. Структура таких жанров «воплощает в себе — и генетически и личностно, т. е. со стороны субъекта этой деятельности, — начальные стадии философского, эстетического или научного истолкования жизни в словесности», ярким примером чего является повесть «Довольно».



Тургеневская концепция природы

Другие сочинения по теме:

  1. «Тургеневская любовь — это…» Повесть И. С. Тургенева » Ася» важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить в 9-м классе...
  2. Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Место и значение пейзажа в рассказе. Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на...
  3. Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева План 1. Мировоззрение Тютчева как основа его творчества. 2. Противоречивость внутреннего мира человека. 3. Взаимоотношения человека и мира. О чем...
  4. Общая концепция повести о Левше Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя, представая в самых различных...
  5. Концепция человеческой личности в «Декамероне» Художественная структура новеллы Боккаччо отличается редчайшей размерностью, ее события динамические и законченные, большой роль бытовых и психологических деталей. Боккаччо прославил...
  6. Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Для русских писателей второй половины XIX — начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали...
  7. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Суломифь» Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав легенду «Суламифь». Обращение к этому произведению дает возможность показать своеобразие...
  8. Историческая концепция трагедии «Борис Годунов» В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими...
  9. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» «Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», — пишет...
  10. Концепция Толстого нравственной свободы человека В образах центральных героев выявляется толстовская концепция нравственной свободы человека. В одном из черновиков Толстой так объяснил свое обращение к...
  11. Концепция любви в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» Любви все возрасты покорны… А. Пушкин Роман «Евгений Онегин» — это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев...
  12. Концепция ТРИЗ-педагогики Какие качества надо воспитывать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать каким будет мир, в котором придется жить ребенку. Это...
  13. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой»...
  14. Концепция МАН С 16-17 ноября 2011 года в методическом кабинете районнного отдела образования проходила очередная защита МАНовских работ. Жизнь показала, что детское...
  15. Концепция молодежной общественной радиостанции В двадцатом веке в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации стало возможным влияние на умы и...
  16. Уникальная философская концепция одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в...
  17. Историко-литературная концепция русской литературы Белинскому было суждено сделать величайшей важности дело: он создал концепцию реализма, первый оценил гениев «натурального» направления русской литературы-Пушкина, Лермонтова, Гоголя....
  18. Концепция личности и общества и отношение к миру в творчестве Флобера Юность Флобера прошла в провинции 30-40-х годов, впоследствии воссозданной в его произведениях. В 1840 г. он поступил на факультет права...
  19. Концепция работы с родителями 1 класс Концепция работы с родителями: 1. Изучение семьи, условий, в которых воспитывается ребенок ; 2. Наблюдение за изменением возрастных особенностей учащихся...
  20. Сочинение: Концепция человека в поэзии Есенина Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. С. Есенин В своих поэтических и публицистических произведениях Сергей Александрович Есенин...
« Контрольна робота за творчістю О. Кобилянської, В. Стефаника
Конспект урока ОБЖ «Я хочу здоровым быть» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения