«А Лермонтов есть Лермонтов навеки…»
Литературная игра для подготовки к олимпиаде
Третий тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе в значительной своей части состоит из вопросов и заданий, выявляющих знание школьниками теоретико-литературных понятий и историко-культурных сведений. При этом учитывается прикладной характер теории литературы в школьном курсе, поэтому вопросы и задания ориентированы на конкретный материал: тексты литературно-критических статей и художественных произведений, факты биографии писателей, эпоха создания произведений, произведения искусств на сюжеты литературных произведений и др.
Материал можно использовать при подготовке к олимпиадам любого уровня, при изучении биографии и творчества М. Ю. Лермонтова, во внеклассной работе. Вместе с тем, публикуя эту разработку опытного методиста, долгое время работающего с олимпиадными заданиями, не можем не отметить, что в них, этих заданиях, отразился существенный, на наш взгляд, изъян, пока в олимпиадном движении не преодоленный. Как знают учителя, олимпиадные задания нередко проверяют лишь эрудицию участника, порой лишь его память, оставляя в стороне выяснение его интеллектуальных возможностей на основе, разумеется, историко-культурных знаний.
Надеемся, что проблема именно этой стороны олимпиадных заданий и контрольных заданий как таковых вызовет заинтересованное обсуждение на страницах «Литературы».
Тур I. Знатоки литературной критики
Каждая из трех участвующих в игре команд получает конверт, в который вложены три листочка с цитатами из критических работ, посвященных личности и творчеству М. Ю. Лермонтова. Задача команды — определить, кому принадлежит та или иная цитата, из какой работы она взята.
1. Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. (В.
Г. Белинский. Стихотворения Лермонтова.)
2. И естественно, кто вышел, как Лермонтов, «один на дорогу», кто ушел вперед раньше других, тот уже не остановится, тот будет и дальше идти один; он «в мире не оставит брата, на дружный зов не встретит ответа» и, как месяц, «небесной степи бледный властелин», будет одиноко совершать свое печальное движение. Досрочность неминуемо ведет к одиночеству «Ранний плод, лишенный сока», или «тощий плод, до времени созрелый, висит между цветов, пришлец осиротелый, и час их красоты — его паденья час». Это — особая, специфически лермонтовская драма — быть плодом среди цветов Ускоренный какой-то зловещей силой, оторванный от времени, от родных поколений, без ровесников и среды, он одинок в своей ненормальной зрелости, которой не радуется сам, которая не радует и чужих взоров; он будет одинок в своем «довременном конце»…
Он «раньше начал, кончил ране», — и в начале, и в конце он и будет «один, как прежде во вселенной, без упованья и любви».
3. Никто не боится смерти, не молит о пощаде Но вот разница: Калашников и Алена Дмитриевна черпают мужество в сознании исполняемого долга, в том, что поступают по правде . Кирибеевич же не исполняет, а нарушает долг, ему не на что опереться и его бесстрашие одиноко и беспочвенно. Не потому ли голова его «тяготит… плечи богатырские, а сама к сырой земле… клонится»?
1. Лермонтов должен был действовать, судить и осуждать и потому предвидеть, отдаваться всей силе своей удивительной проницательности. Искал он решений в сложной и запутанной обстановке времени. Находил — часто хмурился: ответы давали радость постижения, но не счастье жизни.
Зная цену истины, он не особенно удивлялся, но по его стиху пробегали сумеречные тени. Современники и потомки иногда принимали лермонтовскую грусть за безысходность. Это — ошибка.
Это — грусть человека, понявшего свое время, но грусть, не закрывшая будущего — трудного.
2. Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все, наше поколение, были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы видели только казни и ссылки.
Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы — и какие думы!
Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не смог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения.
Мужественная, печальная маска всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах…
3. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой подозрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас осознавал всякий… (И.
С. Тургенев. Из литературных и житейских воспоминаний.)
1. Никогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова-трибуна неразделимы. (И. Л. Андроников.
Лермонтов. Исследования и находки.)
2. Приятные стихи, нечего сказать, я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; затем мы поступим с ним согласно закону.
3. Под видом одного романа Лермонтов написал несколько. Русское общество обнаруживало их один за другим по мере углубления и расширения читательского опыта. Но при этом ни одно толкование не отменяет предыдущее — книга раздвигается, как подзорная труба. » Герой нашего времени», превращаясь в психологический, мистический, даже абсурдистский Роман, не перестает быть романом приключенческим, одним из шедевров русской классики, где почти бульварная увлекательность не мешает исследованию тонких философских концепций.
Печорин крадет одну девушку, обольщает другую, занимается любовью с третьей. Он вмешивается в дела контрабандистов, обезоруживает маньяка, убивает соперника, наконец — умирает в далекой Персии. И все это на протяжении полутораста страниц.
Да знает ли русская литература другого героя, свершившего столько подвигов?
Но мы легко забываем о приключениях Печорина из-за того, что Лермонтов наделил классического героя авантюрного романа необычной чертой — самоанализом.
Тур II. Знатоки биографии и творчества М. Ю. Лермонтова
Первый этап. Викторина
Каждой из команд предлагается по четыре вопроса.
— За что М. Ю. Лермонтов был сослан в первую ссылку?
— Какие пьесы М. Ю. Лермонтова вам известны?
— Какую поэму М. Ю. Лермонтов писал на протяжении всей жизни: первый набросок сделал в 1829 г. и закончил в 1939 г.?
— Из какого стихотворения М. Ю. Лермонтова эти строки?
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтобы вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ.
— Как называлось первое произведение М. Ю. Лермонтова, которое он напечатал под своим именем? Где оно было напечатано?
— Какая поэма М. Ю. Лермонтова была проиллюстрирована художником В. Васнецовым?
— Назовите «кавказские» поэмы М. Ю. Лермонтова.
— Из какого стихотворения М. Ю. Лермонтова эти строки?
Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь В моем уме…
— В каких произведениях М. Ю. Лермонтова отразились его наблюдения за нравами офицерства и петербургского светского общества?
«Княгиня Лиговская»; драма «Маскарад».)
— Кто из русских художников воплотил в своем творчестве образы лермонтовской поэмы «Демон»? Как называются его картины?
— Назовите две-три известные вам картины М. Ю. Лермонтова, посвященные Кавказу.
— Из какого стихотворения М. Ю. Лермонтова эти строки?
Я к вам пишу случайно; право, Не знаю как и для чего. Я потерял уж это право. И что скажу вам? — ничего! Что помню вас? — но, боже правый, Вы это знаете давно; И вам, конечно, все равно.
Второй этап. Отгадайте героя
Ведущий «задумывает» для каждой команды имя одного из героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чтобы отгадать имя, команда должна задать ведущему три наводящих вопроса.
Тур III. Картинки с выставки
Командам предлагается по три репродукции работ художников — иллюстраторов произведений М. Ю. Лермонтова. Задача команд — определить, кто является автором каждой из трех иллюстраций.
Тур IV. Музыкальная пауза
Прослушивание одного-двух романсов на стихи М. Ю. Лермонтова.
Тур V. Конкурс капитанов
Прежде чем приступить к пресс-конференции, проводится разминка, цель которой — проверить у капитанов команд знания творчества М. Ю. Лермонтова, в частности его романа «Герой нашего времени».
— Какому произведению М. Ю. Лермонтова критик В. Г. Белинский посвятил отдельную критическую работу?
— Что выражает название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
— Сколько глав включает в себя роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? В каком порядке они расположены в произведении?
— Какие главы романа «Герой нашего времени» входят в «Журнал Печорина»?
— Назовите главы романа «Герой нашего времени», озаглавленные женскими именами.
— С кем стреляется Печорин на дуэли? Кто становится его секундантом?
— Кто представлен этим портретом?
«Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок… в сравнении с туловищем голова его казалась огромна… Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках.
Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
— Кто из героев это говорит? К кому обращены его слова, о ком он так отзывается?
«Она, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтобы их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор — никогда не удовлетворять ее вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно; она девять раз публично для тебя пренебрежет мнением и назовет это жертвой и, чтобы вознаградить себя за это, станет тебя мучить, а потом просто скажет, что она терпеть тебя не может».
— Кто из героев это говорит?
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, — и никогда не мог насытиться».
Пресс-конференция
— Господа капитаны! Каждый из вас на время возьмет роль одного из героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Выбор определяется жребием.
Вопросы к Печорину
— Ваше отношение к дружбе? К врагам?
— Что послужило поводом к тому, что вы, человек очень сдержанный в проявлении чувств, молились, проклинали, плакали, смеялись, выражая тем самым свое отчаяние?
— Какие вопросы вы задавали себе накануне дуэли?
Вопросы к Грушницкому
— Цель вашей жизни?
— Почему вы носили толстую солдатскую шинель?
— За время вашего пребывания на водах было два бала. Первый вы смогли лишь наблюдать через окно. Что послужило вам пропуском на второй?
Вопросы Вернеру
— Как называла вас молодежь на водах? Как вы думаете, почему именно так?
— Почему к вам не всегда охотно шли лечиться больные?
— Кому и когда вы написали письмо следующего содержания: «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причина его смерти — несчастный случай…»?
Тур VI. Театральная пауза
Команды представляют инсценированные фрагменты из произведений М. Ю. Лермонтова.
Тур VII. Аукцион
Первый этап
— Назовите адресатов лирики М. Ю. Лермонтова.
Второй этап
— Назовите имена поэтов, посвятивших свои стихотворения М. Ю. Лермонтову.
Третий этап
— Назовите композиторов, написавших музыку к произведениям М. Ю. Лермонтова.
«А Лермонтов есть Лермонтов навеки…»