«Агрегатные состояния вещества» в 8-м классе
Каждый учитель стремиться улучшить качество обучения и воспитания, ликвидировать перегрузку учащихся учебными заданиями и в решении этих задач большое значение имеет совершенствование проверки и оценки знаний и умений учащихся.
Одной из актуальных задач обучения на современном этапе — это формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания. Решению этой задачи способствуют самостоятельная работа с дидактическими картами. Они позволяют легко устанавливать обратную связь в системе «учитель — ученик» и эффективно контролировать усвоение материала учащихся.
А также находить заданные физические величины и их взаимозависимость.
Так использование карт перехода вещества из одного состояния в другое позволяет тренировать учащихся в умении определять протекающий процесс, определять изменения температуры вещества. По температуре плавления или отвердевания вещества установить для какого вещества приведен график.
С помощью карт можно провести быстрый и эффективный опрос класса при активизации опорных знаний в начале урока, кратковременный опрос «цепочкой» по рядам, можно провести индивидуальный опрос, использовать их как слайд — задачи и при дополнительной работе. Как показывает опыт, работа с картами нравиться учащимся. Ребята ценят и то, что при многократном применении одной карты материал полностью усваивается и проблем из-за незнания определений, формулировок не возникает.
Так карта помимо проверочной функции выполняет еще и обучающую.
Тематическая контрольная работа о тепловых явлениях составлена в виде карточек с графиками, на которых представлены переходы разных веществ из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры с течением времени в соответствии с программными требованиями, содержанием учебника, позволяет осуществить:
Общую формулировку задания, учит читать графики, описывать по ним изображенные процессы, находить заданные физические величины, применять правильно формулы к тепловым процессам.
При составлении карточек соблюдалось два условия:
Число тепловых процессов, описываемых графиками, одинаково на всех карточках; на оси ординат указывается температура, соответствующая горизонтальным участкам графика.
Общую часть задания предъявляю на доске:
определите, для какого вещества построен график; для каждого участка графика дайте ответы на 5 вопросов, предложенных в верхней части таблицы 1 . ответы выбирают из тех, что приведены в строке В таблицы?.Ответ нужно представить в виде таблицы 2.
Перед контрольной работой, организуемой по предложенному типу, провожу тренировку с показом оформления ответа. Проверить работу легко, пользуясь заранее сделанной сводной карточкой ответов. Работу учащиеся выполняют полностью самостоятельно, так как нет возможности где-то подсмотреть ответы на предложенные вопросы .
«Агрегатные состояния вещества» в 8-м классе