Алексей Николаевич Толстой
Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в самарском Заволжье, которое стало для писателя той малой родиной, с которой начинается постижение страны, мира, эпохи. Отец писателя граф Николай Александрович Толстой был одним из известнейших людей губернии, а мать Александра Леонтьевна была писательницей, вскоре ушедшая от отца Толстого к либеральному деятелю А. Бострому, который и стал вторым отцом Алексея Толстого. Раннее детство Толстого протекало в имении Сосновка, в русской заволжской деревне, на берегу реки Чагра, В Николаевской уезде Самарской губернии.
Писать он начал очень рано.
Александру Леонтьевну, мечтавшую о писательской карьере сына, писания эти огорчали. «Все очень серо», — вынесла она приговор. Толстой с юности положил себе писать ежедневно — и к моменту своих успешных дебютов в прозе, относящихся к 1910 году, Толстой уже был опытным литератором, проведшим за письменным столом тысячи часов. Уже его первые книги стихов, особенно сказок , привлекли внимание критики и читателей «какой-то особой свободой, непринужденностью, «. Повести и рассказы, объединенные позднее в цикл «Заволжье», открыли русскому читателю уверенного мастера, «писателя, несомненно, крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства» (цитата М.
Горького). Для характеристики отношения молодого писателя к героям «Заволжья» следует подчеркнуть фигуру «нового человека» — крупного предпринимателя богача Растегина. Как ни смешны, а порою и ужасны дворянские последыши, с которыми сводит его поездка «за стилем», но в сравнении с ними он вовсе ничтожен, своего ничего за душой у этого новейшего российского буржуа.
Единственное святое, что есть в мире «Заволжья», — это свет чистой и верной женской любви. Образ Веры Ходанской положит начало целой галерее толстовских девушек, героинь романов «Чудаки», «Хромой барин» и других произведений.
Период, наступивший у молодого писателя вслед за успехом «заволжским» повестей и рассказов, был для него весьма непростым. Он много пишет, печатается. Пьесы, созданные по темам «Заволжья», пользуются успехом шумным, порой даже скандальным.
Выходит первый — «Чудаки» , а затем и второй — «Хромой барин» романы Толстого. Он — петербуржец, участник кружков и литературных клубов, посетитель вернисажей и салонов, сотрудник многих журналов, газет, альманахов, сборников. Но за успехом этих лет стоит и нечто иное: все углубляющийся кризис художника и гражданина, ощущение тупика, в который он движется.
Сам Толстой уничтожающе отрицательно отзывался о своих произведениях 1912-1914 годов: «Я исчерпал эту тему воспоминаний и вплотную подошел к современности.
И тут я потерпел крах. Повести и рассказы о современности были неудачны, не типичны». В статье «Отрочество» он выразил вдруг очнувшееся в нем, как и во многих русских интеллигентах, сознание родины: «Мы даже не знали — любим ли мы нашу страну, или так — проживаем в ней только? » Война пробудила, по словам писателя, «величайшее понятие, таинственное по страшному могуществу своему: слово — отечество». Цикл очерков А.
Толстого «По Волыни», «В Голиции», «На Кавказе», рассказы «Обыкновенный человек», «Анна Зисерман», «На горе» и др. невозможно сравнить с потоком «патриотической» халтуры, с рассказами сочинителей в «Ниве» и прочих журналах, живописующими зверства германцев и умилительную благостность русского «серого солдатика». В 1918 году писатель вместе с семьей эмигрирует из Советской России. В 1923 году он вернулся на Родину.
Повести и рассказы, написанные Толстым во время эмиграции, отражали его отношение к самой эмиграции. Повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус» можно без преувеличения назвать сатирической энциклопедией начала эмиграции. Перекликаясь местами с булгаковским «Бегом», повесть отличается от произведения Булгакова всепроникающим комизмом; история, подобная судьбе генерала Хлудова, в «Ибикусе» невозможна. Как бы продолжением «Похождений Невзорова» являются повести «Рукопись, найденная под кроватью» и «Черная пятница» , написанные ранее.
Нетрудно заметить, что произведения начала 20-х годов, написанные во время жизни Толстого в Берлине — Роман «Аэлита», повести «Черная пятница», «Убийство Антуана Риво», «Рукопись, найденная под кроватью» — и в первый год жизни в России — «Похождения Невзорова», — повествовали о свежем, дымящемся прошлом и полны тревожных предчувствий, как настроение героя рассказа «Мираж» , возвращающегося на Родину.
Начиная с темы эмиграции, на протяжении 20-х годов А. Н. Толстой создавал в основном рассказы и повести сатирические, отрицающие, а не утверждающие. Из них ушла даже тема женской любви, которая освящала действительность в его раннем творчестве, сулила героям единственную «нетленную точку» в хаосе жизни — любящее сердце женщины.
Крупные произведения, созданные в эти годы — романы «Эмигранты» и «Гиперболоид инженера Гарина», — также отрицают как старый гуманизм, так и идею сильной личности, приводящую к фашизму , разоблачают идеалы буржуазного общества. Мастерство Толстого-сатирика достигает в эти годы высшей точки. Именно в сатире он впервые пришел к созданию типов.
И все же это были годы творческой неудовлетворенности, годы поисков.
Писатель искал свою темы. Тему по плечу своему таланту, тему, ведомую идеей, которая никогда не оставляла его, — идеей русской государственности, идеей величия русского народа. Этой темой станет для Толстого эпоха преобразований Петра I.
Еще до создания романа «Петр Первый» писатель неоднократно обращался к исторической теме. Он сам считал началом своей работы в прозе рассказ «Соревнователь» . «Соревнователь», «Катенька» , несколько пьес, из которых наиболее удачна «Любовь — книга золотая» — это обращение к анекдоту, мастерская имитация «галантного» стиля. Последним из произведений этого рода стала повесть «Граф Калиостро» с щедрым набором исторической экзотики.
Однако уже до этого началась серьезная работа писателя над темой Петра I — рассказ «День Петра» . Особняком в творчестве Толстого стоит рассказ «Четыре века» . Ни до этого рассказа, ни после писатель не попытается на нескольких страницах обозреть «четыре века», четыре эпохи в жизни России.
Непрерывность повествования, когда соседние строки могут быть разделены десятилетиями в жизни героев, напоминает стилевую манеру Горького, в стремлении выйти из семейно-бытовых рамок, точнее, вывести их них смену исторических эпох намекают нам на возможности Толстого — будущего создателя эпопеи «Хождение по мукам».
Рассказ «Древний путь» — одно из наиболее совершенных созданий Толстого. Тема крушения старого гуманизма, столь занимавшая писателя , раскрыта здесь необычайно емко и с убедительной зримостью.
Алексей Николаевич Толстой