Альфонсо Састре (Alfonso Sastre, род. в 1926 г.)
С этими «экспериментальными» театрами связана деятельность одного из крупнейших испанских драматургов современности Альфонсо Састре (Alfonso Sastre, род. в 1926 г.). В 1946 г. в созданной им экспериментальной группе «Арте нуэво» были представлены две его ранние пьесы — «Уран 235» (Uranio 235), поводом для написания которой послужила атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, и «Груз сновидений» (Cargamento de sue-fios) — о непреодолимом и отчаянном одиночестве человека. Уже в ранних своих произведениях Састре не приемлет окружающей его действительности, но его протест носит характер анархического бунта и выражается главным образом в использовании техники европейской «авангардистской» драматургии.
В 1950 г. вместе с режиссером Хосе Мариа де Кинто он формирует «Театро де ахитасьон сосиаль», поставивший своей целью активное воспитание народных масс. Власти, однако, запретили деятельность этой труппы. Поворот в сторону актуальных проблем современности намечается и в драматургии самого Састре. Первым свидетельством этого стала его пьеса «Патетический пролог» (Prologo patetico, завершена в 1950, опубликована лишь в 1964 г.), своеобразная героизация революционного действа. Но и здесь, и в антимилитаристской драме «Отделение, обреченное на смерть» (Escuadra hacia la rauerte, представлена в 1953 г.) еще весьма ощутимо воздействие экзистенциалистской философии. Вместе с тем эти пьесы стали важным шагом к созданию социальных драм 50-х годов, характерной особенностью которых сам драматург считал тенденцию к «углубленному реализму».
Реализм Састре никогда не предполагал погружения в повседневный быт. Даже в таких пьесах, как «Смерть в рабочем квартале» (Muerte en el barrio, 1955), где действие развертывается в бедняцком районе столицы, или «Гибель тореро» (La cornada, букв.: «Удар рога», 1959), затрагивающей чисто испанское явление — бой быков, драматург стремится к максимальной обобщенности изображения. Реалистическое искусство художника обнаруживается прежде всего в постановке характерных для испанской социальной действительности проблем, в воспроизведении типичных для нее обстоятельств и персонажей. История гибели ребенка, сбитого автомобилем и не получившего необходимой врачебной помощи («Смерть в рабочем квартале»), как и рассказ о смерти тореро, которого его импрессарио заставляет выйти на арену, несмотря на испытываемый им страх и на ранение, для Састре лишь частные проявления господствующей в испанском обществе социальной несправедливости. Необходимость коренных социальных преобразований — таков вывод, к которому подталкивает драматург своих читателей и зрителей.
Не случайно центральное место в драматургии Састре 50-х годов занимают пьесы, которые позднее сам драматург объединил в цикл «драм о революции»: это «Хлеб для всех» (El pan de todos, 1953), «Красная земля» (La tierra roja, 1954), «У Вильгельма Телля печальные глаза» (Guil-lermo Tell tiene los ojos tristes, 1955) и «В сетях» (En la red, написана в 1959 г., представлена в 1961). Через все эти пьесы, героями которых являются люди, восстающие против общественной несправедливости, проходит одна центральная идея — личной ответственности каждого человека за судьбы всего народа, необходимости героического самопожертвования, подавления всего личного во имя общего блага. Наиболее художественно полноценно эта идея раскрывается в драме «У Вильгельма Телля печальные глаза». Народная швейцарская легенда получает здесь необычное истолкование. Когда наместник Гесслер требует от Телля выстрелить из арбалета в яблоко на голове сына, ни подлость наместника, ни отчаяние отца не способны вывести толпу сограждан Телля из состояния привычной покорности. Только гибель мальчика в результате рокового выстрела пробуждает, наконец, народный гнев. Восставший народ освобождает страну. Но и в эту минуту всеобщего ликования Телль не может забыть покорности швейцарцев, стоившей жизни его сыну.
В «драмах о революции» Састре еще далее отходит от точного воспроизведения реалий быта и жизни. Более того, он иногда нарочито осуществляет сдвиг временных пластов: так, в пьесе о Телле, действие которой относится к началу XIV в., стражники стреляют из автоматов, тесть Телля, которого герой пьесы называет «интеллектуалом», говорит о необходимости «начать кампанию пропаганды и агитации», и т. д. Эти сознательно вводимые анахронизмы не только перебрасывают мостик из прошлого в настоящее, но и способствуют предельному «сгущению» социальной проблематики пьесы. Реализм Састре решительно отбрасывает мелочное жизнеподобие, носит широкий, философски обобщенный характер. Обоснованию подобного понимания реалистического искусства посвящены статьи Састре, собранные им в книге «Анатомия реализма» (Апа-tomia del realismo, 1965).
50-е годы были для драматурга также периодом обращения к активной общественной деятельности: он выступает в защиту бастующих рабочих и поднимающихся на борьбу студентов, подписывает требования об отмене цензуры и т. д. Его неоднократно бросали в тюрьму, практически на долгие годы лишили возможности ставить или публиковать свои пьесы в Испании. Созданная им и X. М. де Кинто театральная труппа «Группо де Театро Реалиста» (1960-1961) успела поставить всего три пьесы, в их числе драму Састре «В сетях», а затем вынуждена была прекратить свое существование. Тем не менее, драматург продолжает борьбу.
Альфонсо Састре (Alfonso Sastre, род. в 1926 г.)