Аллегоричность образов в рассказе Владимира Дрозда «Белый конь Шептало»
На первый взгляд, рассказ Владимира Дрозда «Белый конь Шептало» воспринимается как определенная сказка об обиженном гордом коне, который смиренно прощает эту несправедливость людям и с «виноватой доверчивостью» возвращается к ним после стихийного бегства. Может, конь уже и успокоился, но мое сердце, растревоженное душевными взлетами и падениями Шептала, не сможет успокоиться еще долго. Нет, это совсем не сказка с мирным концом. Это — рассказ-символ, где за аллегорией кроется обезображенное лицо целой прослойки моих соотечественников. Под давлением общественных обстоятельств они выработали защитную идею жизни: «Против ветра долго не пробежишь и разумнее до определенного времени притвориться покоренным, оставшись в душе свободным, чем быть покоренным на самом деле».
Но не лукавят ли они, говоря «до определенного времени», «притвориться покоренным, оставшись в душе свободным»? Писатель через поведение коня Шептала доказывает, что, хотя в душе они и ощущают свою исключительность, но «властная Степанова рука» принуждает их не учитывать «пьянящий дух забытой воли, который просочился сквозь сотни поколений».
Ни глубокий ум, который дается только «белым коням», ни отважная отчаянность, ни триумф объединенной с природой души на свободе — ничто не в силах преодолеть горькую правду жизни униженной личности: «А в самом деле, кому и что докажешь? Только себе хуже сделаешь. Лучше уж и в дальнейшем притворятся сереньким и покорным», просунув «голову между двух жердей загородки» и задремав после «неразумного блуждания».
И мы понимаем, что перед нами — человеческая душа, трагедия ее деформации, раздвоение в условиях такого же деформированного общества. Сколько таких личностей, пережив «наилучшие минуты жизни», готовы снова «ласково ткнуться мордой в его (Степановы) ладони, пусть даже ударит, поругает»! Рассказ, вынуждает задуматься над важной проблемой украинского общества, предлагает каждому из нас найти собственную позицию и путь решения этой трагедии возражения Человека в человеке.
Аллегоричность образов в рассказе Владимира Дрозда «Белый конь Шептало»